Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Приложение А (справочное). Этапы разработки и обеспечения функционирования системы управления

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Приложение А(справочное)

ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

Таблица А.1

Наименование этапов

Содержание работы

Ожидаемый результат

Этап 1. Организация работ

1.1 Принятие решения об организации работ по совершенствованию/ разработке системы. Формирование рабочей группы проекта

Распоряжение о назначении рабочей группы по совершенствованию/разработке и обеспечению функционирования системы

1.2 Обучение рабочей группы

Согласование плана и программы семинара по системе управления охраной труда

1.3 Предварительное обследование системы управления организации

Согласование исходных данных для совершенствования/разработки системы

1.4 Разработка программы работ

Согласованный план-график работ

1.5 Распределение ответственности и полномочий в системе управления

Закрепление элементов системы за подразделениями

Этап 2. Разработка концепции

2.1 Обучение персонала (высшего и среднего руководящего состава)

Согласование плана и программы семинаров, персонального состава участников. Обучение назначенных специалистов в согласованные сроки

2.2 Разработка концепции (политики)

Проект концепции (политики)

2.3 Обсуждение концепции с коллективом организации и ее принятие

Подписание концепции (полититки) руководством

Этап 3. Разработка документации системы 1-го уровня

3.1 Определение структуры и состава документации системы управления

Перечень документов и процедур системы управления

3.2 Подготовка детального плана-графика разработки и согласования документации системы управления

План-график разработки документации

3.3 Анализ фактического состояния применяемых нормативных и технических документов, инструкций, формуляров, журналов

Выявление несоответствий. Установление отсутствующей документации на элементы системы

3.4 Разработка по согласованными данными Руководства (документация 1-го уровня)

Выпуск первых редакций Руководства

Этап 4. Разработка документации 2-го уровня

4.1 Разработка документированных (при необходимости) процедур обеспечения безопасности (документация 2-го уровня)

Выпуск первой редакции документированных процедур обеспечения безопасности

4.2 Обсуждение разработанных документов системы и их согласование

Выпуск согласованной редакции документации системы управления (1-го и 2-го уровней)

4.3 Корректировка несоответствий на уровне действующих операционных и отчетных документов (документация 3-его уровня)

Выпуск первых редакций недостающих документов и корректировка действующих документов

4.4 Тиражирование и рассылка документации системы по подразделениям и рабочим местам

Ознакомление исполнителей с документацией и ее изучение

Этап 5. Введение в действие документации системы

5.1 Совместная отработка документации системы управления всех уровней. Инструктаж и консультирование пользователей

Подготовка корректирующих мероприятий по выявленным несоответствиям в документации

5.2 Обучение и тренировка специалистов, назначенных для проведения внутренней проверки системы управления, по согласованной программе

Подготовка нескольких экспертов внутренней проверки и оценки системы управления

Этап 6. Обеспечение функционирования системы управления

6.1 Пробное применение системы с внутренней проверкой и оценкой. Текущее консультирование по применению управляющих процедур

Проверка и оценка соответствия выполняемых действий требованиям документации системы

6.2 Разработка корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий во время пробного применения системы управления

Откорректированный комплект документации системы управления

6.3 Оценка готовности системы управления к применению (внутренний аудит системы управления)

Проверка и оценка степени готовности документации системы управления и персонала (результаты внутреннего аудита)

Этап 7. Участие в сертификации

Оформление заявки на сертификацию и оказание помощи в процессе сертификации

Внесение корректирующих мероприятий в документацию и практику функционирования системы (при необходимости)

Примечание — В случае необходимости некоторые этапы работ могут быть объединены или исключены.

Новый образец «СУОТ на предприятии»

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Введение

На совместном совещании ИСО и Международной организации труда (MOT/LO) было решено, что наиболее подходящей организацией для разработки международных документов по управлению охраной труда является МОТ, которая имеет трехстороннюю структуру с равными голосами представителей правительства, объединения работодателей и работников при формировании политики и ее программ.

Еще по теме  Как в паспорте поменять имя: необходимые документы

Таким образом, МОТ представляет собой международный центр трудового и социального партнерства.На основе проведенных исследований разработан международный трудовой документ МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда» (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems) [1], который ратифицирован группой представителей трех сторон социально-трудовых отношений, что имеет исключительное значение для него, так как системы управления охраной труда являются социальными системами.

В документе МОТ-БГТ 2001 [1] использованы международные принципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГТ 2001 [1] является международным и практическим инструментом улучшения охраны труда в организациях.Основной целью МОТ-БГТ 2001 [1] является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда.

Поэтому МОТ-БГТ 2001 направлен для достижения конкретных результатов охраны труда, а не на сертификацию. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001) [1].Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001 [1], является основной для обеспечения непрерывного совершенствования.

Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.Профилактическая работа основывается на непрерывном и эффективном контроле и оценке действий по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда. Поэтому результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации. Однако без участия работников система управления охраной труда не будет внедрена.

Их участие необходимо на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирование концепции охраны труда. Поэтому огромное значение для обеспечения участия работников имеет правильная организация и работа комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.

Только участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда обеспечивает создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда. Эти особенности и отличают документ ILO-OSH 2001 от других существующих стандартов по системам управления охраной труда.Правительства, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации является эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повышение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации.

Кроме этого, внедрение системы управления охраной труда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшению отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов.

Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельности, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к организации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

В 2006 году на 95-й Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция 187 [2]. В пункте 6 рекомендацией [3] конвенции установлено, что государства — члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [1]. Для реализации этого пункта рекомендаций в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.

230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT). В Российской Федерации действует законодательство и нормативные правовые акты по охране труда, поэтому положения межгосударственного стандарта необходимо адаптировать применительно к национальным условиям. Таким образом, ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) и настоящий стандарт позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса [4] и Конвенции МОТ 187 [2] о применении документа ILO-OSH 2001 [1]. Модель системы управления охраной труда приведена на рисунке 1.

8 Планирование, разработка и применение системы управления охраной труда

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, применению оценке и совершенствованию системы управления охраной труда в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

Задачами стандарта являются:- содействие защите работников от опасностей и рисков;- оказание помощи организациям и работодателям в разработке и применении сформулированной концепции (политики) охраны труда и целей с учетом требований законодательства и нормативных правовых актов по охране труда.Настоящий стандарт может быть применен к любой организации, которая предполагает:

ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию

— сформулировать концепцию (политику) охраны труда;- разрабатывать и обеспечивать эффективное функционирование системы управления охраной труда и осуществлять ее непрерывное совершенствование;- информировать (или повышать информирование) работников об опасностях и рисках, связанных с их профессиональной деятельностью, а также предоставлять им информацию по безопасным условиям труда;

— развитие положений ГОСТ 12.0.230 с учетом требований национального законодательства и нормативных правовых актов по охране труда;- подтверждать соответствие системы управления охраной труда ГОСТ 12.0.230 путем самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.

230 и информирования об этом в виде заявления; а также добровольного подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230 с получением сертификата соответствия у третьей стороны.Настоящий стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда. Но он служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

8.1.1 Разработка и применение системы управления охраной труда, обеспечения результативного и эффективного ее функционирования, а также улучшения имеющейся системы управления охраной труда состоит из нескольких этапов, включающих:- установление требований охраны труда применительно к данной организации;

— разработку концепции и целей организации в области охраны труда;- установление ответственности, необходимой для достижения целей в области охраны труда;- выделения необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области охраны труда;- определение средств, необходимых для предупреждения аварий и несчастных случаев, устранения их причин.

8.2.1 Целью планирования мероприятий по охране труда в организации является разработка на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на ее обеспечение для различных уровней системы управления охраной труда, включающих:- соответствие условий труда требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов;- основные элементы системы управления охраной труда в организации;- непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

— установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от концепции, целей и задач в области охраны труда;- установления и обеспечения использования методов выявления (идентификации) опасностей и оценки рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

8.2.3 Планирование предусматривает также разработку мер по постоянной корректировке документов системы управления охраной труда в соответствие с изменением законодательства и государственных требований. Такие меры предусматривают в соответствующих планах и программах по улучшению условий труда (планирование), учитывают при выполнении функций «организация работ», «обучение и мотивация персонала» и реализуют непосредственно в производственном процессе.

8.2.4 Планирование начинают после доведения информации об условиях труда (о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству организации.

8.2.5 Разработку мероприятий осуществляют на основе анализа информации и, как правило, она предусматривает:- действия по исключению, снижению и ограничению рисков травматизма и профессиональных заболеваний;- профилактические меры, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления;

— коррективы, направленные на устранение допущенных несоответствий;- предупредительные действия, предусматривающие устранение причин потенциальных несоответствий с целью недопущения их проявления.В соответствии с принципами обеспечения охраны труда предупредительные (профилактические) мероприятия допускается направлять на улучшение материальной базы, активизацию персонала и совершенствование управления.

8.2.6 Стабильность обеспечения охраны труда может быть достигнута в том случае, если в системе управления охраной труда предусмотрена возможность проведения полного комплекса мероприятий. Однако в зависимости от необходимости в конкретном случае может потребоваться и выполнение определенной части плановых мероприятий. Например, мероприятия по улучшению материальной базы, обучению персонала или по изменению организации работ.

8.2.7 Разработку планов принятия рациональных решений осуществляют в процессе последовательного проведения следующих этапов работ:- диагностики проблемы, необходимой для принятия решения, предусматривающей сбор достоверной информации и анализ несоответствий для определения причин их появления;- формулирования ограничений и критериев для определения их реальных значений, предусматривающих исключение принципиально невозможных и неосуществимых мер из-за ограниченных ресурсов или по другим причинам;

— определения и оценки вариантов, ограничивающих возможные реальные решения. Это предусматривает сопоставление возможных решений в зависимости, например, от соотношения цены и характеристик закупаемого оборудования. Если позволяет конкретная ситуация и нет жесткого ограничения по времени принятия решения, то не должен исключаться любой вариант, обеспечивающий возможность продолжения сбора и уточнения необходимой информации;- выбора варианта или оптимального решения. Выборы могут быть компромиссными, исходя из интересов организации.

8.2.8 Мероприятия по качественному планированию охраны труда основываются на результатах исходного и последующих анализов, других имеющихся данных. Они должны обеспечивать поступательность и беспрерывность действия системы охраны труда и включать в себя:- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную формулировку целей организации по охране труда;

— подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;- отбор критериев результативности мероприятий для подтверждения достигнутой цели;- необходимую техническую поддержку, ресурсы, включая человеческие и финансовые.

8.2.9 Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать в себя разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 1.

Еще по теме  Банки в системе страхования вкладов в 2020 году

8.3.1 Реализацию функций управления охраной труда в рамках организации осуществляют при управлении производственным процессом или услугой. Обеспечение охраны труда может быть реализовано только при выполнении всех функций управления.

8.3.2 Для организации работы по охране труда следует определять исполнителей всех мероприятий обеспечения охраны труда, а для их выполнения разрабатывать необходимые регулирующие документы или процедуры.

8.3.3 К элементам системы управления охраной труда следует относить:- обязанность руководства организации определять концепцию и цели в области охраны труда, создавать и внедрять систему управления охраной труда, а также руководить ею;- разработку, документальное оформление и, при необходимости, внесение изменений в систему управления охраной труда как средство для обеспечения соответствия условий труда государственным требованиям и правил по охране и безопасности труда;

— анализ государственных требований и правил по охране и безопасности труда, оценку выполнения государственных требований и правил по охране и безопасности труда, а в процессе работ — регулярную проверку и документальное подтверждение достижения государственных требований и правил;- выбор квалифицированных поставщиков продукции и входной контроль ее безопасности, а также выбор квалифицированных подрядчиков, предоставляющих безопасные услуги;

— управление с целью соблюдения требований законодательства, правил по охране и безопасности труда. Для этого необходима разработка соответствующей технологии производства, применения необходимого оборудования, контроля выполнения установленных параметров производственного процесса и достижения требуемых характеристик условий труда;

— контроль достигнутого уровня охраны и безопасности труда, а также оценку его соответствия плановому уровню. Контроль условий труда следует оформлять соответствующим протоколом;- управление контрольно-измерительным оборудованием для обеспечения объективной оценки условий труда, установление необходимых параметров измерений, в первую очередь, — их точности;

определение, калибровку и поверку оборудования, а также обеспечение требуемых условий его сохранности;- статус уровня контроля, обеспечивающий достоверность полученных результатов. Например, проведение контроля подготовленными специалистами с применением поверенных и (или) калиброванных средств измерений;

— корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для предупреждения повторения несоответствий путем устранения причин их появления;- регистрацию характеристик условий труда, предусматривающую установление порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления данных об условиях труда;

— внутренние проверки (аудит) охраны и безопасности труда, позволяющие регулярно контролировать применение системы управления в области охраны труда и соблюдения соответствующих государственных требований и нормативных документов. Для обеспечения эффективности проверок следует составлять их планы и оформлять протоколы результатов, а сами проверки следует проводить персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность;

— подготовку кадров для обеспечения требуемой квалификации персонала и стимулирование (мотивацию) персонала;- техническое обслуживание оборудования и средств защиты;- статистические и другие методы оценки характеристик условий труда. При этом следует устанавливать соответствующие процедуры их применения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH 2001, IDT)Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году.

3 Термины и определения

3.1 безопасные условия труда, безопасность труда: Условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [4].

3.2 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [4].

3.3 несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

3.4 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

3.5 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [4].

3.6 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [4].

3.7 оценка состояния здоровья работников: Процедуры оценки состояния здоровья работников путем медицинских осмотров.

3.8 производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг [4].

3.9 работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [4].

3.10 работодатель: Физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры [4].

3.11 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя [4].

3.12 средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [4].

3.13 требования охраны труда: Государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда [4].

3.14 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [4].

3.15 система: Множество элементов, связанных и взаимодействующих между собой, образующих присущую данной системе целостность (единство) для достижения определенной цели. Элемент системы представляет собой ее часть, обладающую самостоятельностью по отношению к данной системе.

3.16 система управления охраной труда: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов.

3.17 управление: Целенаправленная деятельность, превращающая с помощью установленных процедур неорганизованную группу людей в организованную, эффективную, целенаправленную и производительную группу.

АКТЫ МОТ, имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда

4.1.1 Система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы.

4.1.2 Системный подход в управлении охраной труда определяет систему производственных процессов, их связи и принципы взаимодействия, выявляет процессы, которые приводят к достижению желаемых результатов с минимальными затратами. Он позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В результате повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере.

4.1.3 Принцип (или петля) управления представляет собой цикл управления, содержащий перечень последовательно выполняемых функций управления, к которым относятся логически связанные функции управления: планирование, выполнение плановых мероприятий, их контроль, принятие решения и совершенствование системы управления. Многократно повторяющиеся циклы управления при последовательной их реализации составляют процесс управления.

Управление в организации осуществляется по различным направлениям ее деятельности, в том числе по качеству, экологии и охране труда, поэтому системы управления всех направлений деятельности организации следует создавать исходя из одной и той же методологии их построения.

Полные тексты конвенций и рекомендаций находятся в сети Интернет на сайте: http://www.ilo.org/ilolex/english/index.htm

II РекомендацииРекомендация 1947 года об инспекции труда (N 81)Рекомендация 1947 года об инспекции труда на горно-промышленных и транспортных предприятиях (N 82)Рекомендация 1953 года об охране здоровья трудящихся (N 97)Рекомендация 1956 года о бытовом обслуживании (N 102)Рекомендация 1960 года о защите от радиации (N 114)Рекомендация 1961 года о жилищном строительстве для трудящихся (N 115)Рекомендация 1964 года о гигиене труда в торговле и учреждениях (N 120)Рекомендация 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма (N 121)Рекомендация 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 133)Рекомендация 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях (N 147)Рекомендация 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация) (N 156)Рекомендация 1979 года о технике безопасности и гигиене труда (портовые работы) (N 160)Рекомендация 1981 года о безопасности и гигиене труда (N 164)Рекомендация 1985 года о службах гигиены труда (N 171)Рекомендация 1986 года об асбесте (N 172)Рекомендация 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве (N 175)Рекомендация 1990 года о химических веществах (N 177)Рекомендация 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (N 181) Рекомендация 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 183) Рекомендация 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (N 192) Рекомендация 2002 года о перечне профессиональных заболеваний (N 194) Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2009

Приложение А (справочное). Этапы разработки и обеспечения функционирования системы управления

5.1.1 Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования состоят из нескольких этапов, которые начинаются с формулирования идеи или плана создания системы управления охраной труда, продолжаются на этапе непрерывного совершенствования, могут заканчиваться прекращением работ. Для обеспечения разработки и функционирования системы управления охраной труда целесообразно составлять план выполнения работ с указанием этапов, перечня работ и исполнителей. Этапы разработки приведены в приложении А.

5.1.2 На начальном этапе следует сформулировать цель системы управления охраной труда, например:- улучшение эффективности работ по охране труда;- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;- улучшение общей результативности работ по охране труда;- соблюдение законодательных требований и требование норм по охране труда;- выполнение требований, диктуемых рынком;- проведение процедуры сертификации системы управления охраной труда.

Еще по теме  Почасовая оплата труда в 2019 году

5.1.3 После определения цели и ожидаемого результата следует осуществлять учет возможных подходов для их реализации. Учитывают существующие национальные системные подходы к управлению охраной труда в организации или иные решения и подходы, например:- подходы, применяемые в системах управления охраной труда корпоративных организаций определенных видов экономической деятельности;

— подходы с использованием программ безопасности или анализа риска;- подход к управлению охраной труда, основанный на повышении доступности работника к информации об опасностях и рисках, связанных с его профессиональной деятельностью. Например, к информации о свойствах опасных веществ и материалов, с которыми работник может соприкасаться в процессе своей профессиональной деятельности, и мерах по безопасному обращению с ними;

— программы безопасности, функционирующие в организации;- специфические вопросы безопасности, такие как установка ограждений для механизмов и машин;- использование эргономических программ;- улучшение контроля безопасности работ;- программы защиты органов дыхания;- программы решения проблем замкнутого пространства.

5.1.4 На выбор нестандартного подхода разработки системы управления охраной труда оказывают влияние следующие факторы:- поддержка руководства организации;- наличие необходимых ресурсов;- специфика деятельности;- необходимость объединения с другими системами управления.

5.1.5 Внедрение системы управления охраной труда зависит от структуры организации.На первом этапе необходимо учитывать все организационные проблемы по внедрению системы управления охраной труда, а также следует оценивать:- прямые и непрямые затраты по внедрению системы управления охраной труда и время внедрения;

— финансовые, человеческие ресурсы, необходимые для реализации системы управления охраной труда;- уровень принятия положений системы управления охраной труда, ее поддержки как у руководства и работников, так и у компетентных лиц подразделений;- взаимодействие с профсоюзами;- требования рынка;- целесообразность объединения системы управления охраной труда с системой управления охраной окружающей среды, а также системой качества;

— необходимость дополнения выбранного подхода информацией от других систем управления;- влияние организационной и территориальной структуры на внедрение системы управления охраной труда;- возможные ошибки предыдущих работ в этой области;- возможные трудности с учредителями организации;- усилия по достижению быстрого эффекта и результата;

5.1.6 Процесс выбора подхода по системе управления охраной труда представляет собой набор информации по внедрению системы. При рассмотрении нескольких системных подходов целесообразно разрабатывать перспективные планы внедрения каждого подхода. В этом случае могут быть обнаружены некоторые заметные различия, которые могут влиять на принятие окончательного решения.

Допускается использовать подход, при котором выбор конкретного системного подхода как основного дополняется рекомендациями или требованиями другого подхода. Например, выбирая ГОСТ 12.0.230 за основу, его дополняют положениями корпоративных нормативных документов, не снижающих уровня, предусмотренного первым.

Система управления охраной труда направлена на обеспечение безопасности труда работников, поэтому ее следует ориентировать на персонал организации и подрядчиков, работающих под управлением организации.Стремление осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции в требуемом количестве должно стимулировать (мотивировать) работодателей обеспечивать условия труда работников, основанные на безопасности труда.

Реализация этого положения направлена на:- рост прибыли производителей за счет гибкости и быстроты реагирования на требования работников;- повышение производительности труда за счет усиления социальной защищенности работников;- повышение престижа предприятия и доверия к организации со стороны инвесторов, партнеров и контрагентов.

6.1.1 Разработку или совершенствование системы управления безопасностью труда начинают с анализа законодательства и правил по охране и безопасности труда, на основании которого определяют требования, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оценивать свои возможности и определять концепцию (политику) охраны труда в организации, а также требования к своим поставщикам и подрядчикам.

6.1.2 Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с руководителем организации или иным уполномоченным им лицом и профсоюзной организацией.

6.1.3 При принятии решения об организации работ по разработке (совершенствованию) системы управления охраной труда распорядительным документом организации формируют рабочую группу и назначают администратора системы (руководителя рабочей группы). В рабочую группу целесообразно привлекать работников различных подразделений и представителей профсоюзных организаций. Для обеспечения эффективной работы членов рабочей группы следует проводить их обучение в области управления охраной труда.

6.1.4 Организация работы рабочей группы предусматривает:- разработку подробного плана действий и форм регистрации выполнения мероприятий с указанием ответственных лиц. Информация по выполнению мероприятий может быть представлена в виде настенных стендов, записей или другим наглядным способом. Примерная форма плана действий приведена в приложении Б;

— определение методов оценки результативности внедрения. Например, данные о выполнении мероприятий (принятие концепции или программы подготовки);- установление формы обмена информацией между членами рабочей группы, периодичности ее обновления, а также составление перечня всех документов и записей;- организацию встреч руководителей организации с работниками и представителями профсоюзных организаций с целью обсуждения возможностей улучшения деятельности в области охраны, а также определения их ожидаемой роли в развитии и внедрении системы управления.

6.1.5 Для определения цели, ожидаемого результата и выбора способа достижения целей рабочая группа по созданию системы управления охраной труда проводит предварительный анализ деятельности по охране труда в организации, в процессе которого определяют:- законы, правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, распространяемые на деятельность организации;

— опасности и проводят оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;- планируемые или действующие меры защиты по безопасности труда для устранения, предупреждения и снижения рисков;- соответствующие мероприятия по управлению охраной труда.Примечание — При отсутствии на предприятии системы управления охраной труда исходный анализ служит основой для создания такой системы;- возможность обеспечения совместимости или объединения системы управления охраной труда с другими системами управления в организации.

6.1.6 Проведение предварительного анализа состояния охраны труда в организации может основываться на результатах определения (идентификации) опасностей и оценке рисков, аттестации рабочих мест по условиям труда или на результатах других видов анализа. При предварительном анализе состояния охраны труда в организации, имеющей опасные производственные объекты, следует использовать в первую очередь также результаты аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда оценивает условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

6.1.7 Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с профсоюзной организацией и руководством организации.

6.1.8 Материалы предварительного анализа охраны труда используют для:- принятия решения о применении или совершенствовании системы управления охраной труда;- определения базового уровня сравнения и оценки непрерывного совершенствования системы управления охраной труда;- разработки и согласования плана-графика выполнения соответствующих целей работ.

6.2.1 Концепция охраны труда в организации представляет собой документ руководителя организации, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Допускается концепцию охраны труда организации не оформлять в виде отдельного документа, а включать в локальный акт организации (раздел «Охрана труда» коллективного договора, соглашения), устанавливающий требования к управлению охраной труда, в виде самостоятельного раздела.

Приложение А (справочное). Этапы разработки и обеспечения функционирования системы управления

7.1.1 Для эффективной организации работы необходимо определять цель организации по обеспечению в ней охраны труда, описывать структуру организации, определять обязанности для каждого подразделения и конкретного исполнителя, предусматривать необходимые между подразделениями связи, обеспечивающие функционирование всей структуры, излагать в документах системы управления установленные требования и меры по обеспечению их выполнения.

Организация работ по охране труда предусматривает:- распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководством высшего звена и специалистами организации, подразделениями и работниками;- участие работников и их представителей в управлении охраной труда;- обучение и подготовку работников;

7.1.2 Завершение организации работ по обеспечению охраны труда на основании принятой концепции позволяет:- разрабатывать цели организации по обеспечению в ней охраны труда;- осуществлять планирование работ по обеспечению охраны труда;- организовывать работы по обеспечению требуемой охраны труда с выделением необходимых ресурсов, а также осуществлять необходимую подготовку персонала;

— осуществлять контроль условий труда и анализ полученной информации при управлении производством;- по результатам анализа полученной информации разрабатывать соответствующие мероприятия по устранению выявленных отклонений от требований безопасных условий труда и принимать необходимые решения;- реализовывать мероприятия по устранению выявленных отклонений от требуемых безопасных условий труда, а также осуществлять корректировку ранее принятых планов, изменять организацию работ, улучшать подготовку и повышать мотивацию персонала, выбирать других, более квалифицированных поставщиков и подрядчиков.

7.2.1 Лицо или организация, представляющая услуги работодателю на его территории, в соответствии с договором, согласованными техническими требованиями, сроками и условиями называется подрядчиком. Для обеспечения охраны труда в организации следует выбирать квалифицированных подрядчиков, способных предоставлять безопасные услуги.

7.2.2 Выполняя работы на территории организации, подрядчики подвергаются тем же рискам, что и работники организации. Поэтому перед началом работы необходимо проводить инструктаж сотрудников подрядных организаций, требовать от них соблюдение охраны труда на площадке организации.

7.2.3 Процесс выбора подрядчиков, работающих на площадке организации, должен содержать:- оценку способности подрядчика предоставлять безопасные услуги;- критерии охраны труда;- эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях/рисках и меры по предупреждению и ограничению их воздействия на территории организации;

— мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;- требования по ознакомлению с опасностями рабочих мест подрядчиков и (или) их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности труда работников подрядчика в процессе выполнения ими работ на площадке организации;- контроль выполнения подрядчиком(ами) на площадке организации требований заказчика в области охраны труда.

Таблица А.1

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *