Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Перевод земель в другую категорию все об изменении целевого назначения

Особенности перевода земель из одной категории в другую

Для учета и рационального использования земельных ресурсов все земли в пределах границ Российской Федерации делятся на категории по целевому назначению. Они определены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) [1].

1) земли сельскохозяйственного назначения – земли за границами населенного пункта предоставленные для нужд сельского хозяйства;

2) земли населенных пунктов – земли для застройки и развития населенных пунктов;

3) земли промышленности,энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения) – земли за границами населенных пунктов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (ООПТ) – земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из хозяйственного оборота и для которых установлен особый правовой режим;

5) земли лесного фонда – лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие);

6) земли водного фонда – земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов;

7) земли запаса – земли в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Справка. Впервые в России попытка классифицировать земли по целевому назначению была предпринята в Декрете ВЦИК 1918 г. «О социализации земли». Тогда было выделено 4 категории земель: земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. В 1968 г.

в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» введено 6 категорий земель. Земли промышленности и транспорта были объединены в одну категорию с землями курортов, заповедников и землями иного несельскохозяйственного назначения. В 1991 г. в Земельном кодексе РСФСР появилось уже деление земель на категории по целевому назначению в современном виде.

Использование земель не по целевому назначению запрещается. Но качество земельных участков, их характеристики, а также наиболее рациональные и экономически выгодные виды использования земельных участков могут меняться со временем. Поэтому довольно часто для продолжения хозяйственной деятельности на земельных участках или изменения их функционального предназначения необходимо изменить целевое назначение земель или отдельных земельных участков в составе таких земель.

Перевод земель из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации [1], законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[2], а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

Закон о переводе земель из одной категории в другую

Рассмотрим основные положения Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» далее Закон о переводе земель из одной категории в другую.

Еще по теме  Как вступить в наследство после смерти брата

Особенности перевода земель из одной категории в другую указаны в главах 14-18 ЗК РФ, а также в главе 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую. На основании этих законодательных актов сложена таблица соотношения возможностей перевода земель между категориями (табл. 1).

Таблица 1 – Соотношение возможностей перевода земель между категориями

*Особенности перевода земель населенных пунктов в другую категорию или земельных участков других категорий в земли населенных пунктов

Перевод земель или отдельных земельных участков в категорию земель населенных пунктов осуществляется только путем включения их в границы населенного пункта.

Ситуации, когда какие-либо земельные участки из состава земель населенных пунктов переводятся в земли других категорий (то есть, по факту уменьшаются границы населенных пунктов), происходят крайне редко.

— зоны сельскохозяйственного использования;

— рекреационные зоны, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и другие зоны.

При этом перевод земельных участков в другую категорию не осуществляется.

1)     Перевод загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями земель в другую категорию допускается только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

2)     Перевод земель, на которых осуществлялись работы связанные с нарушением почвенного слоя, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

***Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории

Рисунок 2 — Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории

Законодательный аспект вопроса

Для эффективного использования земельных ресурсов в пределах Российской Федерации произведено деление всей земли на категориальные формы.

Они регулируются статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ЗК РФ, земли разделены на ниже перечисленные формы:

  1. Сельскохозяйственного предназначения. Они находятся за границами населенных объектов и предоставлены для выращивания сельскохозяйственной продукции.
  2. Населенных пунктов. Участки предусмотрены для застройки.
  3. Промышленные. Эти территории находятся за границами населенных пунктов и реализуются для размещения предприятий, заводов.
  4. Особо охраняемые области. Данные участки не входят в состав хозяйственного оборота. На них размещаются объекты, имеющие специальное значение для культуры, природы, оздоровления и т. п.
  5. Принадлежащие лесному фонду. Территории с насажденным лесом либо нелесные, но используются для развития лесного хозяйства.
  6. Водного фонда. На таких территориях располагаются реки, озера, ледники, водохранилища, гидротехнические объекты.
  7. Земли запаса. Они находятся в ведомстве государства или муниципального образования. Доступ физических и юридических лиц к таким участкам запрещен.

Пользование землей, которое противоречит целям категории, строго воспрещается. Но состояние участков, их параметры, а также способы эффективного использования земли могут изменяться с течением времени. Поэтому нередко требуется изменить целевое предназначение территории.

Условия осуществления

Выделяют следующие причины для смены целевого предназначения:

  • изъятие участка по распоряжению администрации либо исполнительного комитета;
  • ликвидация постоянного или временного права на пользование землей, истечение срока аренды земельной территории;
  • по ходатайству лица, пользующегося территорией.
Еще по теме  Отключили горячую воду куда звонить спб

Для проведения перехода земли из начальной формы в другую создается комиссия. Она в течение недели изучает заявление землепользователя, обследует земельную область, на основании чего издает акт обследования. Помимо всего комиссия проверяет соответствие земельных границ, кадастрового номера, соблюдение условий земельного законодательства. Она в течение 5 дней выносит постановление о переводе земли в иную форму, либо об отказе.

При отказе землепользователю сообщается основание для вынесения такого решения. Отказ возможно обжаловать в судебном порядке.

Перевод земли не разрешается в перечисленных ситуациях:

  • в нормах федерального законодательства указаны прямые запреты для совершения перевода конкретных категорий;
  • законодательством предусмотрено осуществление экологических анализов, заключение которых оказалось отрицательным;
  • запрашиваемое целевое предназначение не подходит для предъявляемой технической документации.

Порядок процедуры и оформление документов

В 2019 году запрещено изменять категориальную форму сельскохозяйственных земель, если им присуща высокая значимость и эффективное использование.

Недавно законодательством были установлены крупные денежные штрафы, которые могут налагаться в случае нерегулируемого перехода земель сельхозназначения в иные категориальные формы. На правовом уровне эти действия расцениваются как нецелевое пользование.

В 2019 году штрафы предусмотрены в размере от 250 000 до 500 000 рублей, назначаемая денежная санкция зависит от зафиксированной кадастровой цены. Некоторые граждане предпринимают попытки незаконно изменить целевое предназначение сельскохозяйственных земель, за что приобретают проблемы не только финансовые, но и административные.

Перевести данные участки в иную форму весьма затруднительно. Никакие изменения в земельном законодательстве касательно перехода земель населенных объектов не происходили в последние годы.

Перевод таких территорий может быть возможен только в ситуации, если участки были включены в состав административных границ. Как правило, получить одобрение на смену категории в большинстве вариантов невозможно. В практике встречается мало случаев, когда переход получалось оформить.

Для того, чтобы осуществить перевод при данных условиях необходимо в первую очередь направить заявление в уполномоченный орган государственной власти либо местного самоуправления.

В заявлении указывается следующая информация:

  • кадастровые данные земельного участка;
  • месторасположение участка;
  • форма, в которую требуется осуществить перевод;
  • мотивированные причины вносимых изменений;
  • документы, подтверждающие обладание территорией.

Если заявитель относится к физическому лицу, то необходимо приложить копию паспорта. Когда заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то нужно предоставить справку из ЕГРИП. Юридические лица прикладывают справку из ЕГРЮЛ.

В некоторых случаях может потребоваться проведение экологической экспертизы. Тогда уполномоченный орган потребует предъявить заключение о ее результатах.

Если на территории участка закреплено право сервитута, то для смены категории необходимо заполучить разрешение от правообладателя.

Иные сведения уполномоченный орган самостоятельно запрашивает у подведомственных организаций, которые ведут архивы.

Ответ на заявление отправляется заявителю в течение 30 дней. Если орган отказал в смене формы, то подробно описывается обоснование такого решения. Принятие постановления о решении происходит в течение 3-х месяцев.

Если решение содержит разрешение на смену формы земли, то указываются следующие сведения:

  • причины принятия данного постановления;
  • параметры и кадастровые данные о земельных территориях, линиях границ и месторасположении;
  • предшествующая и обновленная земельная форма.
Еще по теме  Почему могут отказать в визе в германию || Почему могут отказать в визе в германию

При отрицательном заключении возможно проведение второй экспертизы после исправления тех недостатков, которые были определены в ходе исследований.

Промышленные

Осуществить переход таких земель в иные формы довольно просто.

В 2019 году для перехода промышленных земель изменения установлены не были. Но есть факторы, при которых категориальная смена запрещена:

  • участок сильно загрязнен отходами, либо на нем размещены аварийные сооружения;
  • на территории осуществлялись работы, в ходе которых повредился почвенный слой.

Лесные фонды

Изменить целевое предназначение данных территорий сложно. Сменить категориальную форму таких участков может исключительно Правительство РФ соответствующим распоряжением. Категориальное изменение участков лесного фонда, как правило, длится больше года.

Если изменение категории нужно не для государственных проектов, то возможны ниже перечисленные основания смены:

  • изменилась линия границы населенного объекта;
  • в будущем нет возможности пользоваться лесной территорией для определенной цели;
  • лесохозяйственные нужды стали неактуальны.

В большинстве случаев лесные земли меняют категорию при увеличении территории города либо иного населенного объекта. В такой ситуации разрабатывается генеральный план. План в неукоснительном порядке рассматривается в Министерстве природных ресурсов. Орган может как одобрить проект, так и отказать в его реализации.

Заявителями для осуществления смены категории могут выступать: физическое или юридическое лицо, государственное учреждение, администрация местного самоуправления.

Ходатайство рассматривается Федеральным агентством лесного хозяйства на протяжении 30 дней. Результат рассмотрения оформляется актом.

Для смены лесной земли в императивном порядке требуется оформление экологической экспертизы. Длительность осуществления исследований не может превышать 4 месяца. При дополнительных сложностях срок может быть продлен, но не более чем на 2 месяца. Итог экспертизы может содержать как положительные, так и отрицательные выводы. Положительное заключение — необходимое требование для смены категории лесной территории.

Положительное заключение содержит следующие сведения:

  • возможность использования объекта исследований;
  • разумность возможного влияния на окружающую природную зону;
  • соответствие планируемой деятельности требованиям, которые предъявляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Стоимость

Перед сменой категории нужно четко определить цели, в которых будет использоваться земля.

Помимо документных вопросов, нужно решить финансовую часть изменения категории земельной территории.

Стоимость смены категории вне зависимости от конкретной формы варьируется от 10 000 до 13 000 рублей за сотку. Эта сумма выше на 2 000 — 4 000 рублей, чем в предыдущие годы. Итоговая стоимость выставляется специалистами после оценки предстоящих работ и сложности процедуры. Помимо этого, для решения затруднений с государственными органами может понадобиться юридическая помощь, а это уже отдельные денежные ресурсы за оказываемые услуги.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *