Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Телемедицина как она есть

Суть телемедицины: как это работает

Телемедицина – это комплекс технологий, средств и методик, которые делают медицинские услуги более доступными, качественными и повышают скорость, с которой они предоставляются.

Технология телемедицины работает в двух направлениях:

  • коммуникация «врач – врач», при которой контактируют и решают вопросы здравоохранения медицинские работники (доктора и медперсонал);
  • коммуникация «пациент – врач», которая предполагает удаленный обмен информацией между врачом и пациентом.

Более новым и перспективным направлением считается второе: оно начало активно развиваться, когда технологии стали более совершенными, а цифровизация общества ускорилась. В свою очередь, коммуникация «пациент – врач» тоже делится на два типа: это дистанционная диагностика с помощью специальных приборов (например, измерение и контроль сердечных ритмов) и дистанционные консультации пациентов.

При этом клиент может связаться с врачом по телефону, скайпу либо же через мессенджеры или специальные приложения. Такой вид консультаций не может заменить личный визит к врачу, но делает медицинские услуги более доступными.

Истоки телемедицины

История телемедицины насчитывает около 100 лет. Первым толчком к развитию дистанционной медицины послужило появление радио и телефонной связи. Именно тогда люди пытались обмениваться сведениями о состоянии здоровья посредством телефона, в том числе передавать по нему звучание сердца, чтобы специалист смог оценить его состояние. Однако все эти попытки были наивны и тщетны.

Во времена, когда активно покорялся космос, перед учеными встал вопрос о контроле и фиксации физиологических показателей космонавтов, находящихся на орбите. Вторая половина XX века дала науке телеметрические системы, которые помогли собирать и передавать информацию и стали применяться в военном деле (военная медицина), спорте, авиации.

В конце 50-х годов врачом по имени Альберт Ютрас из Канады была произведена попытка передачи видеоизображения из местной больницы на собственный приемник, находившийся у него дома. Эта попытка увенчалась успехом. Позднее усовершенствовав свои разработки, он создал телемедицинскую систему, которая соединяла 2 медицинских учреждения, чтобы была возможность обмениваться данными радиологических исследований.

В 1959 году для студентов – медиков из Небраски удалось провести дистанционное знакомство с пациентами, страдающими неврологическими болезнями. В том же году произошла передача рентгенограммы с изображением легких из Америки в Канаду. Это стало возможным благодаря коаксиальному кабелю.

Последующие 2 десятилетия характеризуются созданием многочисленных телеметрических приборов для различных отраслей медицины. Эти системы не носили массовый характер, а выпускались лишь как экспериментальные модели и применялись в индивидуальных клинических случаях. Лишь в 1974 году понятие телемедицины появилось в официальных источниках.

Спутниковые технологии в свое время позволили телемедицине сделать огромный рывок в развитии. В Соединенных Штатах благодаря программе, разработанной с подачи NASA, были построены мобильные медицинские станции. Они с помощью спутниковой связи могли оказывать удаленную медицинскую помощь сельским районам страны. Помощь была оказана около 4 тыс. человек, которые при отсутствии этого проекта могли бы и не дождаться квалифицированной помощи.

В конце XX века и в начале нового 1000-летия телемедицина пережила свое второе рождение и благодаря инновационным технологиям, утверждению специальных международных документов, заняла свою нишу в медицине в целом.

Еще по теме  Как можно продать или обменять недвижимость, находящуюся под арестом?

В период с 1980 года на Всемирной медицинской ассамблее были приняты следующие программы, касающиеся телемедицины:

  • EPIC – европейская база для интегрированной терапии;
  • SHINE – информационная сеть, принадлежащая здравоохранению Евросоюза;
  • MDIS – информационная сеть, содержащая данные о донорах костного мозга;
  • ISAAC – телекоммуникационная система;
  • TELEPRIM, TRILOGY – телематические системы, позволяющие оказывать первую помощь;
  • FEST – информационная база знаний, доступная для сервисов телемедицины Европы;

Интерес к телемедицине со стороны пациентов возрос за счет повсеместного использования смартфонов. Телемедицина в прямом смысле попала в каждый дом: ее доступность и простота помогли многим сократить свои расходы на консультации у дорогостоящих специалистов, а также получить незамедлительную помощь не посещая больницы.

Преимущества телемедицины

С помощью телемедицины стало проще получить консультацию тем пациентам, которые живут слишком далеко от специализированных медицинских учреждений. Также удаленные консультации уменьшают очереди к докторам. Например, врач может удаленно назначить определенные анализы человеку, чтобы тот пришел на полный осмотр уже с пакетом результатов.

Телемедицина как она есть

Преимущества телемедицины:

  • можно быстро получить помощь;
  • экономия времени и денег;
  • широкий выбор специалистов;
  • снижается риск распространения инфекций;
  • постоянный контроль при хронических болезнях.

Среди главных недостатков специалисты выделяют то, что пациента невозможно осмотреть и прослушать, а это немаловажный этап, который помогает поставить точный диагноз.

«Еще из „Доктора Хауса“ известно, что пациент всегда врет, – считает заведующий кафедрой телемедицины и медицинской информатики Российского университета дружбы народов Валерий Столяр. – В рамках телеконсультации еще сложнее понять, насколько пациент честен. Как с этим бороться, пока неясно».

Наряду с вопросом о том, предоставит ли пациент достоверную информацию, возникает проблема доверия врачу. Ведь далеко не все, даже самые продвинутые, пользователи готовы довериться «голосу в трубке».

Плюсы телемедицины

Exif_JPEG_PICTURE

Exif_JPEG_PICTURE

Почему с каждым годом все больше и больше растет количество людей, которые доверяют телемедицине?

Благодаря телемедицине возможно:

  • Получить профессиональную консультацию у врача, где бы вы ни находились. Это экономит время. Причем при спорном диагнозе специалист может посоветоваться со своим коллегой или даже с несколькими. Тем самым уменьшается риск ошибок при постановке правильного диагноза.
  • Уменьшить стресс от посещения больницы. Ведь общаясь с медиком онлайн не нужно высиживать долгие утомительные очереди, а домашняя атмосфера располагает к доверительному диалогу со специалистом.
  • Контролировать состояние пациентов, которые страдают хроническими заболеваниями. Пациенты с сахарным диабетом или ишемической болезнью сердца могут получать наставление лечащего врача по поводу действующего лечения.
  • Проводить операции под руководством многих специалистов. Хирурги в ходе оперативного вмешательства могут устраивать онлайн-консилиумы, консультации со своими более опытными коллегами. Это значительно повышает качество медицинских услуг.
  • Получить дополнительные профессиональные знания для врачей любых специальностей. Ведь телемедицина помогает дистанционно учиться, обмениваться опытом, получать консультации от известных практикующих профессоров медицины.
Еще по теме  Оплата ЖКХ банковской картой через интернет без комиссии

Проблемы в регулировании телемедицины

В США телемедицина функционирует полноценно, потому что законы, которые её регулируют, уже вступили в силу, да и сами медицинские услуги недешевы. В американской практике телемедицина помогает снизить стоимость лечения.

В России законодательство, наоборот, препятствует развитию телемедицины. Вступивший в силу с 1 января 2018 года закон о телемедицине не позволяет ставить диагноз, удаленно назначать первичный курс лечения и оказывать телемедицинские услуги анонимно. Вдобавок, требуется обязательная проверка подлинности данных пациентов через ЕСИА (госуслуги).

Телемедицина в 2018 году в России регулируется Законом № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

По факту в России более 30 лет практикуется телемедицина, но в основном в режиме «врач – врач», а не «пациент – врач», как это уже десятки лет принято во многих странах мира. Новый закон не только упрощает доступ к медицинским услугам для граждан, но и позволяет зарабатывать клиникам, которые удаленно консультируют пациентов.

Что позволяет закон о телемедицине?

  • Проводить удаленные консультации с помощью приложения, телефона, программ для видеосвязи;
  • корректировать схему лечения при условии, что человек уже был на очном приеме;
  • давать рекомендации, в том числе к какому узкопрофильному специалисту стоит обратиться;
  • рассказать, какие анализы необходимо сдать перед очным визитом в клинику.

Существенным плюсом для пациентов стала возможность получить консультации отдельных специалистов, которые находятся очень далеко. Например, выслушать мнение московских профессоров, находясь за десятки тысяч километров от них. Также телемедицинские услуги обходятся пациенту дешевле, чем личное посещение врача в частной клинике. Григорий Бакунов из «Яндекс.Здоровье» отмечает, что в среднем удаленная консультаций сейчас стоит в два-три раза дешевле, чем обычная.

Одна из основных проблем нового закона в том, что он накладывает вето на постановку диагноза удаленно. Это существенно сужает спектр услуг, которые клиники могут предоставить клиентам, интересующимся возможностью дистанционно получить заключение врача.

Но вопрос с постановкой диагноза с помощью телемедицины стоит остро не только в России. Пока это практикуется только в США и далеко не во всех штатах.

телемед 4

Также каждой клинике, предоставляющей телемедицинские услуги, необходимо зарегистрировать свою электронную подпись. С ее помощью официально фиксируется тот факт, что пациенту предоставили квалифицированную услугу. Такая подпись требует ежегодного обновления, но государственным клиникам на нее пока не выделяют денег из бюджета.

Для того чтобы закон заработал в полную силу, необходимо доработать законодательную базу, принять соответствующие акты и стандарты. Например, порядок выписки рецепта удаленно.

Телемедицина в Российской Федерации

Несмотря на то что здравоохранение только приспосабливается к новым реалиям, а закон еще толком не «обкатан» на практике, рынок телемедицины в России успешно функционирует. Услуги телемедицины предоставляют специализированные сервисы, среди которых:

  • Doc Plus;
  • «Онлайн Доктор»;
  • ONDOC;
  • «Яндекс.Здоровье»;
  • Qapsula.

Средняя стоимость услуг – 500 рублей за каждую консультацию, длительность сеанса в среднем – около 15–20 минут.

Еще по теме  Как своими силами взыскать по исполнительному листу с должника-организации?

В конце 2018 года группа компаний ХОСТ представила собственную разработку – телемедицинское приложение «Медведь.Телемед», предназначенное для государственных клиник и их пациентов. Рассчитывается, что сервис будет использоваться в северных регионах с плохой связью и позволит обмениваться данными даже по плохому каналу в 1 Мбит/сек.

Интерес к рынку телемедицины проявил и «Сбербанк», который приобрел 79,6% проекта DocDoc. Консультации специалистов круглосуточно могут получать владельцы пакетов услуг «Сбербанк Премьер».

Также еще в 2017 году компания «АльфаСтрахование-Жизнь» совместно с сервисом «Онлайн Доктор» запустила продукт «Крепкое Здоровье». Он тоже позволяет неограниченно получать удаленные консультации врачей-терапевтов в режиме 24/7.

Телемедицина как она есть

Другие компании также вписывают в свои программы медицинского страхования телемедицину. Так поступила группа «Ренессанс страхование» и сеть клиник «Доктор рядом». А Минздрав планирует сделать доступной дистанционную консультацию по полису ОМС к 2019 году. Для этого ее должны включить в программу государственных гарантий каждого региона.

В России существует несколько проектов, которые связаны с телемедициной либо работают близко к этой сфере.

Самые известные из них:

  • «Педиатр 24/7». Это приложение для получения консультации от педиатра. Помощь оказывается круглосуточно и безвыходных. Связаться с врачом можно через сайт и свой личный кабинет либо через приложение на мобильном устройстве. Можно обращаться как к определенному специалисту, так и к дежурному врачу. С вами связываются в течение 3 минут.
  • «Онлайн-Доктор». Это приложение для оказания медицинской помощи всей семье. Работает по той же схеме, что и «Педиатр 24/7». В этом сервисе консультирование проводится от врачей из лицензированных клиник. Есть возможность заказа обратного звонка, если связь на местности плохая.
  • «Ondoc». Удобное приложение, как для пациента, так и для врача. Доступно как для браузера ноутбука, так и для экрана мобильного. Сервис собирается базу о состоянии здоровья пациента (анализы, данные УЗИ, КТ), а также напоминает больному о дополнительной диагностике, принимаемых лекарствах. Врач с помощью данного приложения имеет доступ ко всем данным своего пациента, его медицинской карте, может настраивать параметры онлайн-записи.

Телемедицина: подводные камни или что мешает ее развитию

Несмотря на динамичный рост телемедицинских сетей, есть проблемы, которые тормозят развитие телемедицины. Вот несколько факторов:

  • недостаток квалифицированных лиц, способных работать с данной системой и оказывать качественную помощь населению;
  • отсутствие нормативной базы;
  • вопрос о секретности и защите данных пациентов;
  • использование услуг не покрываются страховыми полисами;
  • отсутствие совместимости между устройствами, которые применяются во время сеансов;
  • недоверие к онлайн-сервисам со стороны пациентов.

Последние новости о телемедицине противоречивы: некоторые врачи утверждают, что интернету нет места в общении между медиком и пациентом. Однако насколько телемедицина полезна и состоятельна, показать сможет только время. Пока она идет в ногу с традиционной медициной и вбирает из нее только самое лучшее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *