Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Органы управления Афинским полисом

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом властив Спарте формально считалось народное собрание — апелла — фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы.

Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались целиком, причем голосование производилось криками либо разделением участников собрания на группы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и кол­легией эфоров — — высшим контрольным органом, избиравшимся на­родным собранием.

Важное место в государственном устройстве Спарты занимала Коллегия эфоров,которая была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии исходила от легендарного спартанского государственного деятеля Ликурга в процессе создания его ретры — договора о государственном устройстве Спарты.

Органы управления Афинским полисом

Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания, в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Геруссия или Совет старейшин был органом власти, унаследо­ванный от спартанской родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба архагета. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Формирование правовой системы Англии. Становление юстиции «общего права»

Право древней Греции следует рассмотреть на примере Древних Афин, имевших наиболее развитую по сравнению с другими полисами правовую систему. Главным источником правав Древних Афинах первоначально был неписаный правовой обычай, а в 621 г. до н.э. появилось писаное право — Законы Драконта, запись действовавших обычно-правовых норм.

Для Афинского права собственности характерно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

Среди вещных прав существует собственность и владение. Личная собственность считалась производной от государственной. Пред­ставления о правах собственника в Древней Греции еще не сложилось.

Обязательственные правоотношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного соглашения, а также из деликта.

Афинское право регламентировало различные виды договоров,в том числе: договор купли-продажи; договор найма; договор ссуды; договор подряда; договор займа; договор хранения вещей; договор товарищества; договор поручения; комиссионный договор.

Договоры обычно заключались в письменном виде, а основанием договораслужило всякое соглашение любого содержания.

Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда.

Органы управления Афинским полисом

— задаток;

— залог;

— поручительство.

Брак в Афинах представлял собой договор, который заключался главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение. Развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по законувыделяли наследников первой очереди — сыновей. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали бо­ковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

В понятии преступления и наказания заметны пережитки родового строя. В отдельных случаях признавалась кровная месть. Дела об убийстве, тяжких телесных повреждениях начинались по жалобе потерпевшего или его родственников. Обвинение могло носить характер частный или публичный» Во втором случае оно затрагивало интересы государства, обвинитель добивался наказания.

— государственные преступления;

— преступления против семьи;

— преступления против личности;

Органы управления Афинским полисом

— преступления против собственности.

К особо опасным преступлениям против государства были отнесены: измена отечеству, обман народа, оскорбление богов, святотатство, вне­сение противозаконных предложений в народное собрание. По закону от 410 г. до н.э., всякий, кто пытался ниспровергнуть демократию в Афи­нах, объявлялся врагом отечества и народа, лишался покровительства закона, мог быть убит, а его имущество подлежало конфискации.

Также к тяжким преступлениям было отнесено убийство в храме; если кто повредил священные оливы, находившиеся под защитой ареопага, проклятье ложилось на потомков убийц. Карались штрафом те, кто сочинял ложные доносы (сикофанты), зани­мался клеветой, шантажом. Должностные лица, уличенные во взяточни­честве, хищении, могли откупиться штрафом в десятикратном размере.

Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убивать на месте. Однако последний мог избежать наказа­ния, уплатив стоимость украденной вещи или вернув ее владельцу. На­казанию могли подвергаться статуи, камни, бревна, животные, если они были причиной смерти человека.

Еще по теме  Передача управления автомобилем лицу, не имеющему прав: ответственность собственника и штраф

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

— смертной казни;

— продажи в рабство;

— штрафа;

— конфискации имущества;

— бесчестья, то есть лишения гражданских прав.

Тюремного заключения не было. Главной целью наказанияявлялось причинение страданий преступнику. При выборе наказания проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было также известно понятие самообороны.

В Афинах судебный процесс начинался обычно лишь после получения должностным лицом жалобы. Подать ее могли только полноправные афинские граж­дане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава се­мьи, за метэкего — его простат, за раба — его господин. Дела делились на два вида: частного и публичного обвинения.

Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предвари­тельное расследование. Если со стороны истца или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по суще­ству, судьи переходили к его рассмотрению. Все необходимые доказа­тельства по делу представлялись самими сторонами.

Органы управления Афинским полисом

Потерпевший или истец должен был позаботиться о явке свидетелей. Затем начиналось судебное разбирательство и стадия вынесения решения или приговора, на котором решение принималось тайным голосованием. Мера наказания предлагалась участниками процесса. Женщин и несо­вершеннолетних в качестве свидетелей не привлекали, к рабам при до­просе применялись пытки.

Правовые воззрения древних греков, учения об этике Антифона, Аристотеля, Демосфена оказали большое влияние на процесс становления римского права.

После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться для единообразия « хороших и испытанных законов Эдуарда Исповедника».

— вызов на суд, личное обвинение;

— соприсяжничество;

— испытание в виде ордалий, поручительство соседей или клана;

— объявление преступника изгоем и « вне закона» (сх. 8).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Схема 8.

Органы управления Афинским полисом

Правовым новшеством норманнов стал обычай решать дела судебным поединком — своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся с использованием примитивного вооружения (щита, палки и т.п.). В отношении движимых имуществ также полностью были сохранены правила англосаксонского права. Дела о землях регулировались впредь по нормандским обычаям (с именем Вильгельма, еще в бытность его герцогом Нормандским, связывается одна из самых ранних записей феодального права). Дела семейные подлежали праву и юрисдикции церкви.

На протяжении второй половины XI — первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция.

Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами и со статусом держателей земельных прав — сначала в виде единичных приказов о защите права, потом и о других категориях дел.

— возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями;

— учреждением центральных официальных судов под властью короля.

Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения.

Постоянным судебным ведомством стал королевский суд в Вестминстере (curia regis). Для обсуждения запросов судебных комиссаров было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII в. обособилось гражданское отделение суда.

Согласно Вестминстерскому статуту, принятому в интересах сословий в период кризиса XIII в., было установлено, чтобы королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там они разбирали дела с участием местных присяжных. Суд присяжных также получил официальное признание с реформами Генриха II.

Уголовные обвинения в рядовых преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств — в числе 24 (с XIV в.) (Большое жюри); Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением 4 — 6 представителей сотен (Малое жюри). Впоследствии участие присяжных было признано необходимым и при решении земельных споров королевскими судьями. Присяжные играли важную роль особенно в уголовных делах: они определяли событие преступления и человека, подлежащего ответственности.

На протяжении XIII — XIV вв. королевская юстиция в рамках общего совета — сипа — специализировалась, выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией. Одним из первых оформился Суд королевской скамьи (в середине XIII в., вместе с упразднением должности главного юстициария Англии). В нем заседали 4-5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения.

С конца XIII в. обособился Суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее — докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др.

Особой инстанцией был Суд казначейства. В нем разбирались дела о финансовых спорах главным образом между подданными и короной (суд и образовался первоначально в XII в., как особое присутствие в казначействе). Затем в нем стали вообще разбирать дела, которые можно было представить как «нарушение долга».

Еще по теме  Заявление на ИНН по форме 2-2 учет

Английская буржуазная революция XVII в.

Уже к началу XVII в. королевская власть в Англии стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков. Экономически и соци­ально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились само­стоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей.

Схема 1.

Таблица 1.

Причины Английской буржуазной революции

1. Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладами.

2. Недовольство политикой Стюартов, обострение отношений и откры­тый разрыв между парламентом и королем в правление Карла I.

3. Противоречия между англиканской церковью и идеологией пурита­низма. Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство во главе с буржуазией и новым обуржуазившимся дворянством — джентри. Повод — роспуск королем Карлом I Стюартом «Короткого Парламента» (апрель-май 1640 г.), созванного им после 11-летнего перерыва с целью получения субсидий для ведения войны против Шотландии.

Именно в это время набирает силу общественное религиозно-политическое движение — пуританизм, ставшее идеологическим оружием оппозиции абсолютизму (сх. 2).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Схема 2.

Кроме того, начало революции ускорилось еще поражением Англии в англо-шотландс­кой войне 1637 — 1639 гг. Непрерывные крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I Стюарта созвать новый парламент (табл. 2).

Таблица 2.

I.  Конституционный этап революции ( 1640 — 1642 гг. ) Ноябрь 1640 г. — созыв нового парламента, получившего название «Долгий Парламент» (1640-20.04.1653 гг.). Парламент принял ряд законов по ограничению королевской власти и демократизации общественной жизни. Обсуждение «Великой ре­монстрации» — декларации, содержавшей обвинение абсолютизму и программу действий: завершение реформации, свобода торговли и предпринимательства, установление буржуазно-конституционной монархии, — раскололо парламент на две партии:

Этот состав Парламента, вошедший в историю под названием «Долгий», с момента созыва и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.

1. «Трехгодичный акт», предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

2. Билль о самороспуске парламента (о недопустимости роспуска существующего парламента без его согла­сия);

3. Великая Ремонстрация — политический памфлет,содержавший обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений Короны и отражавший интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственно­сти на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекраще­нии религиозных преследований и финансового произвола, о полити­ческой ответственности должностных лиц перед парламентом; выдви­гались также требования произвести реформацию церкви.

Долгим парламентом были разрушены основы абсолютизма. В 1641 г. Были ликвидированы чрезвычайные королевские суды — «Звездная палата» и «Высокая комиссия»; ограничено юрисдикция и состав Тайного совета; уничтожены все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалены из парламента; привлечены к суду и казнены ближайшие советники короля — лорд-канцлер Страффорда и архиепископ Лода.

Документы, принятые Долгим парламентом значительно ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Од­нако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие гос­подствующее положение в парламенте, опасались углубления револю­ции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный (табл. 3).

Таблица 3

II.  Первая гражданская война. Господство пресвитериан в Парламенте (1642-1646 гг.) Авг. 1642 г. — Карл I объявил войну Парламенту (северные графства поддерживали короля). Парламент организовал Комитет обороны и принял постановление о наборе 10-тысячной армии под командованием графа Эссекса. Военные неудачи парламентской армии (поражение при Эджхилле 23 октября 1642 г. и др.) требовали ее реорганизации.
Органы управления Афинским полисом Оливер Кромвель. Рис. 1.

В августе 1642 г. королем была объявлена война парламенту. Т.е. началась первая гражданская война. С обеих сторон были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламен­тская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кром­велем (рис. 1). Зимой 1645 г.

в соответствии с «Ордонансом о новой модели», принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхож­дения. Летом 1645 г.

Органы управления Афинским полисом

Таблица 4.

Еще по теме  Горячая линия Департамента здравоохранения Москвы служба поддержки Департамента здравоохранения Москвы бесплатная горячая линия 8-800
III. Вторая гражданская война (1648- 1649 гг.). Провозглашение республики
февр. 1648 г. — Карл 1 вступил в сговор с шотландцами и вновь раз­вязал войну. авг. 1648 г. — победа революционных сил у Престона; разгром роя­листов и шотландцев
  Левеллеры (уравнители) Диггеры (истинные уравнители)
Идеологи Джон Лильберн Джерард Уинстенли
Программный документ «Народное соглаше­ние» — конституция мелкобуржуазной де­мократии. Памфлеты: «Новый закон справед­ливости», «Закон свобо­ды»
Политическое переустройство Республика; однопа­латный парламент, из­биравшийся каждые два года; всеобщее избирательное право (мужч. с 21 года) Народная, «свободная республика», основан­ная на принципах закона справедливости, без эксплуатации и наем­ного труда; без классо­вых различий и государ­ства
Социально-экономические преобразования Уничтожение десяти­ны; запрет огоражива­ний; ликвидация моно­полий Ликвидация власти лор­дов над землей; переда­ча крестьянам земель­ных держаний путем от­мены копигольда; рав­ное право всех тружени­ков на землю
Религиозный вопрос Принцип веротерпи­мости и отделение цер­кви от государства  
Социальная база Зажиточные ремеслен­ники, мелкие торговцы, богатые крестьяне Беднейшее крестьян­ство, батраки, городские пауперы

Поэтому для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их вполне уст­раивала идея политического строя по типу конституционной монархии. Было установлено верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войска­ми сочли революцию в основном законченной.

1. Уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

2. Час­тично возобладал принцип свободной конкуренции — с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности;

3. Было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Однако, индепенденты и левеллеры («уравнители»), выделившиеся из их партии стремились к радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне,развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии.

Таблица 5.

6 дек. 1648 г. — армейская верхушка провела т.н. «Прайдову чистку» Парламента от пресветериан. 30 янв. 1649 г. — казнь короля Карла I. 19 мая 1649 г. — провозглашение Английской республики. К власти пришли индепенденты.
Основные этапы английской буржуазной революции    
Þ Конституционный этап (1628-1641 гг.) Гражданские войны. (1642-1649 гг.)
Þ Республиканское правление (1649-1653 гг.)
Þ Военная диктатура — протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658 гг.)
Органы управления Афинским полисом Казнь короля Карла I Стюарта. Гравюра того времени. Рис. 2.

Англия была первый и единственный раз в своей истории объявлена республикой после казни короля в 1649 г. Вер­ховная власть в ней принадлежала однопалатному Парламенту, т.к. па­лата лордов была упразднена Актом об отмене палаты лордов в марте 1649 г. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено Актом 19 мая 1649 года.

Государственный совет стал высшим органом исполнительной власти, который нес ответственность перед парламентом.

— противодействие восстановлению монархии;

— управление вооруженными силами страны;

— установление налогов;

— управление торговлей и внешней политикой страны.

Новая республика, на деле оказавшаяся индепендентской олигар­хией, обогатила буржуазию и новое дворянство, распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и «кавалеров».

Органы управления Афинским полисом

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубле­ние преобразований (сх. 3).

Схема 3.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую вер­хушку, установили режим военной диктатуры — протекторат Кромвеля (1653 — 1658 гг.). Основным нормативным актом этого периода стала «кромвелевская конституция» — — Орудие управления 1653 г., закрепившая конституционные основы режима.

Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

После смерти Кромвеля режим диктатуры потерпел крушение. В 1659 г. в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако напуган­ные усилением демократического движения буржуазия и джентри ста­ли склоняться к «традиционной монархии» (табл. 6). В 1660 г. совершилась рестав­рация Стюартов, которые в Бредской декларации санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Таблица 6.

Восстановление монархии в Англии 1660 г. «Славная революция»1688 г. 1660 г. — Реставрация (восстановление) династии Стюартов. 1688 г. — Парламент передал английскую корону «послушному» принцу Вильгельму Оранскому. 1689 г. — Парламент принял «Билль о правах», который закрепил режим ограниченной (конституционной) монархии и господство Парламента. Согласно Биллю о правах: 1. Король лишался власти над армией и судом, под­чинялся законам. 2. Финансы переходили во владение Парламента. 3. Свобода слова и право подачи петиций. 4. Свобода религии для лиц и сект

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *