Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости (
ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации)) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

Осуществляться уточнение местоположения границ может только в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестре недвижимости (ЕГРН), при условии, что такие сведения не соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90).

Итак, уточнение местоположения границ земельного участка возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, в случае пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земельных участков);
  • по вступившему в законную силу решению суда.

Указанные обстоятельства являются основанием для выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Чтобы избежать земельных споров с соседями, невольного нарушения земельного законодательства,  не столкнуться с прочими негативными последствиями неустановленных границ земельного участка, рекомендуем Вам своевременно провести работы по уточнению местоположения границ. Для начала удостоверьтесь, что сведения о Вашем земельном участке внесены в ЕГРН и описание его границ нуждается в уточнении.

Уточнение границ земельного участка: порядок действий

В перечисленных документах должно излагаться требование о проведении повторного межевания, с целью уточнения координат поворотных точек и установленных на их основании межевых границ.

Если межевание ранее не проводилось – такой документ не обязателен. Узнать проводилось межевание или нет можно, посмотрев границы ЗУ. Если часть прилегающей земли выкупается у муниципалитета или садового товарищества – юридического лица, обязательно прилагается документация о проведении сделки или выкупа.

Причиной уточнения границ участка так же может оказаться его нестандартная площадь, не соответствующая минимальному или максимальному размеру, установленному администрацией населённого пункта.

Исполнителем работ должен являться кадастровый инженер, имеющий лицензию на обозначенный вид работ. А так же специалисты геодезисты, обеспеченные высокоточным спутниковым оборудованием, способные проводить съёмку местности с достоверной точностью.

Если масштабы измерений не соответствуют установленным законодательством параметрам, правоспособность межевания и полученных в результате его проведения, документов, можно оспорить.

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

Собственник участка может обратиться:

  • в кадастровую палату;
  • в геодезическую компанию.

Он подаёт заявку и прилагает требующиеся документы перед тем, как изменить границы земельного участка. После проверки их правоспособности составляется договор услуг между компанией и заявителем.

Заявление на выполнение работ по межеванию ЗУ.

Документы

К заявлению прилагается документация правоустанавливающего характера, на основании которой заказчик вступил в право владения участком. Это может быть акт выдела или договор имущественной сделки, а также иной аналогичный документ.

Если межевание проводилось ранее, предоставляется дополнительный документ, регламентирующий проведение повторной процедуры, выданный судом, администрацией или Росреестром. А так же – межевое дело, составленное ранее.

Стоимость работ

Первичное межевание стандартных участков в региональных центрах стоит от 5 до 8 тысяч рублей. Повторная процедура оценивается равнозначно, если не возникли дополнительные нюансы, требующие расширения спектра услуг исполнителем.

Если при первичных работах допущены ошибки в расчётах или при перенесении сведений в информационный банк ГКН, неверно заполнен межевой план, уточнение границ земельного участка по решению суда проводится для заказчика бесплатно.

Подробнее узнать, сколько стоит межевание ЗУ можно здесь.

Если не учитывать времени, затраченного на оспаривание предшествующих результатов ранее проведённого межевания, процедура занимает не менее двух недель и не должна длиться более месяца.

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен Законом о регистрации (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации), а также Требованиями к подготовке межевого плана (п. 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921).

Так, в соответствии с Законом о  регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. В свою очередь, при отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

  1. установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
  2. установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
  3. установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  4. установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Подробнее…

Природными объектами являются объекты местности, возникшие без участия человека в силу природных явлений (например, складки местности, бровки оврагов и иные элементы ландшафта), позволяющие идентифицировать границу земельного участка (в том числе с помощью картографического материала), а объектами искусственного происхождения являются объекты, расположенные на поверхности земли, созданные трудом человека, например ограждения, стены зданий и иные конструктивные элементы разграничивающего характера.

При отсутствии указанных в Законе о регистрации недвижимости документов и определении местоположения границ земельных участков в соответствии с фактическим землепользованием, кадастровый инженер может использовать следующие документы (письмо Росреестра от 16.02.2016 № 19-00221/16):

Еще по теме  Как выбрать правильный чемодан

  • карты (планы), являющиеся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (картографические материалы);
  • сведения, подтверждающие нахождение земельного участка, в виде картографических материалов более мелкого масштаба;
  • землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;
  • планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местного самоуправления;
  • документы по территориальному планированию(в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов);
  • проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического товарищества;
  • ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках.

Перечень документов, которые могут использоваться при уточнении местоположения границ земельных участков достаточно обширный и не является исчерпывающим.


В случаях использования при подготовке межевого плана вышеперечисленных документов в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста должно быть приведено обоснование, почему использованы именно эти документы, а также обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

  • описание конкретных объектов искусственного и природного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания, забор, дорога, канава, овраг и др.);
  • сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности 15 лет и более лет (например, дата создания садоводческого или огороднического товарищества, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка) (п. 70 Требований к подготовке межевого плана).

Неправильная или отсутствующая аргументация по обоснованию местоположения границ земельного участка в разделе «Заключение кадастрового инженера» является причиной для принятия Росреестром решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН о земельном участке по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

При подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границ земельного участка в разделе межевого плана «Исходные данные» должно быть указано наименование и реквизиты использованных для определения местоположения границ земельных участков документов.

В случае если для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, такие документы или их копии в состав Приложения межевого плана не включаются.

Копии иных использованных для определения местоположения границ документов подлежат включению в состав Приложения межевого плана. При этом в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений, содержащих сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа (п. 21, 22, 25 Требований к подготовке межевого плана).

Состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка при уточнении сведений о местоположении его границ, определяется в зависимости от объема, проводимых кадастровым инженером работ. В одних случаях может быть произведено уточнение местоположения всей границы и (или) площади смежного участка (или группы смежных друг к другу участков), в других — уточнение местоположения отдельных частей границы и (или) площади смежного земельного участка.

При выполнении кадастровых работ и оформлении межевого плана, если в результате кадастровых работ в отношении смежных земельных участков требуется изменение местоположения их границ (частей границ) помимо включения в межевой план разделов, содержащих сведения о земельном участке — объекте кадастровых работ, в отношении смежных земельных участков необходимо:

  • разделы «Сведения об уточняемых земельных участках» включать в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ (или частей границ) которых необходимо внести изменения (за исключением раздела о смежном лесном участке в случае, предусмотренном ч.1 ст. 60.2 Закона о регистрации);
  • обеспечить согласование местоположения границ, оформление и включение в межевой план разделов «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых необходимо внести изменения;
  • в разделе «Заключение кадастрового инженера» привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых необходимо внести изменения.

Разъяснения по порядку подготовки межевых планов в отношении уточнения местоположения нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки

Наличие выявленных пересечений границ земельных участков является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).

Устранение пересечений может быть осуществлено путем уточнения местоположения границ смежных участков одновременно с уточнением местоположения границ участка, являющегося объектом кадастровых работ. В таком случае межевой план оформляется в виде одного документа, в том числе и в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ смежных участков (п. 20 Требований к подготовке межевого плана).

Порядок одновременного уточнения местоположения границ смежных земельных участков как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности, определен в части 2 статьи 43 Закона о регистрации.

Согласно указанному порядку, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения ЕГРН о смежных с ним земельных участках, Росреестр одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и (при необходимости) площади указанных смежных земельных участков.

Применение положений данного порядка дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.


В связи с тем, что при внесении в ЕГРН изменений в порядке, установленном частью 2 статьи 43 Закона о регистрации, не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений (изменение «местоположении границ и площади смежного земельного участка» или изменение «местоположения частей границ смежного земельного участка»), данный вопрос решается кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств.

В зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется определение местоположения:

Еще по теме  Как стать логопедом: с чего начать и что нужно?

  • либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении таких частей границы;
  • либо всей границы смежного земельного участка (всех характерных точек его границы), в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки (письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д23и).

При уточнении местоположения границ смежных участков одновременно с уточнением местоположения границ участка, являющегося объектом кадастровых работ, представление в Росреестр дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о смежном земельном участке не требуется.

Подробнее…

Также следует учитывать:

  • Если при кадастровых работах уточняется или изменяется местоположение границ группы смежных друг другу земельных участков, то при представлении в Росреестр документов собственником земельного участка — объекта кадастровых работ или собственником земельного участка, по отношению к которому все участки являются смежными, оформляется одно заявление о государственном кадастровом учете изменений, в котором указываются кадастровые номера всех земельных участков, местоположение границ которых одновременно уточняется или изменяется (за исключением лесного участка в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 60. 2 Закона о регистрации);
  • Если в ходе кадастровых работ требуется изменение местоположения границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком включены в состав межевого плана, то в отношении несмежного земельного участка необходимо представление в Росреестр собственником такого земельного участка отдельного заявления о его кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.

В данных случаях оформляется один межевой план, который представляется в орган регистрации права с соответствующим заявлением только от собственника (или его законного представителя) объекта кадастровых работ. При этом акты согласования местоположения границ  (далее – Акт) оформляются в отношении каждого земельного участка.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 08.12.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), предоставление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении смежных участков не требуется, только в случае уточнения местоположения части границ смежного земельного участка, которая одновременно является частью границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.

1) В случае уточнения местоположения границ земельного участка/образования земельного участка с одновременным уточнением части границ смежного земельного участка (земельных участков), которая также является частью границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, подготавливается один межевой план, в который дополнительно включается раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», содержащий сведения о местоположении границ и площади смежного к объекту кадастровых работ земельного участка (земельных участков).

Данный межевой план представляется в орган регистрации прав с соответствующим заявлением только от собственника (или его законного представителя) земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ. При этом акт согласования  местоположения границ земельного участка (далее — Акт) оформляется только в отношении объекта кадастровых работ, местоположение границ смежных земельных участков считается согласованным только при наличии в таком Акте личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

2) В случае же, если в ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером одновременно уточняется  (в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки) весь контур границы смежного к объекту кадастровых работ земельного участка (земельных участков) (вне зависимости от изменения его конфигурации), подготавливаются межевые планы в отношении каждого земельного участка.

Дополнительно рекомендуем при подготовке межевых планов в разделе «Заключение кадастрового инженера» указывать информацию о том, что в отношении смежного земельного участка (с указанием кадастрового номера и адреса земельного участка) также подготовлен межевой план, и данные межевые планы необходимо рассматривать совместно.

Также в заявлениях, представленных в орган регистрации прав в отношении указанных земельных участков, необходимо указывать информацию о совместном рассмотрении данных заявлений.

Начальник отдела обработки и обеспечения учетных действий 

филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области

А.Н. Земляк

5. Согласование местоположения границ земельных участков при их уточнении

Подробнее…

Согласование местоположения границ земельных участков является обязательным как в случае уточнения местоположения границ непосредственно земельного участка, в отношении которого заключен договор подряда, так и в случае установления границ образуемого земельного участка, если одна или несколько частей его границ являются общими с частями границ другого земельного участка и содержащееся в ЕГРН описание местоположения границ смежного земельного участка не соответствует установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (включая наличие реестровой ошибки в таком описании местоположения границ).

Предметом согласования местоположения границ при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, и проводится такое согласование с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

  • собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
  • аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения тех частей границ, которые не являются одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (части 2, 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).

Результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования, который включается в состав межевого плана на обороте Чертежа участка (ч. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, п. 82 Требований к подготовке межевого плана).

  • В случае если у смежных земельных участков, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, а не их контуры целиком, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
  • В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежных земельных участков, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ (то есть уточняется весь контур смежных участков), в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования.

Следует также различать случаи, когда границы земельных участков считаются согласованными при обязательном наличии в акте согласования личных подписей заинтересованных лиц, так и при отсутствии таких подписей.

Так, в случае, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ земельного участка не требуется одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного земельного участка, при проведении согласования границ в акте согласования могут отсутствовать личные подписи заинтересованных лиц при условии документального подтверждения их надлежащего извещения и отсутствия их письменных возражений относительно местоположения уточняемой границы или части границы (ч. 8 ст. 39, ч. 3 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности).

Еще по теме  Нужно ли платить подоходный налог на денежные переводы из-за границы которые перечисляются родствен

Если же в связи с уточнением местоположения границ земельного участка для его государственного кадастрового учета требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границы смежного земельного участка (или отдельных частей его границы), при проведении согласования границ в акте согласования обязательно наличие личной подписи заинтересованного лица — правообладателя такого смежного земельного участка (ч. 2 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации).


В случае невозможности согласования местоположения границ земельных участков, путем указания в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ (частей границ) смежных земельных участков и их площади при осуществлении государственного кадастрового учета не представляется возможным (письмо Росреестра от 15.01.2018 № 05-28/111.

Обратите внимание также на следующие нюансы, которые следует учесть при уточнении местоположения границ участка:

  • Согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.

    Подробнее…

    Если при выполнении кадастровых работ установлено, что земельный участок фактически не является смежным по отношению к объекту кадастровых работ, но согласно сведениям ЕГРН у указанных земельных участков определяются «общие» части границ, местоположение границ объекта кадастровых работ с правообладателем такого несмежного земельного участка не согласовывается, в акт согласования сведения о соответствующих частях границ объекта кадастровых работ не включаются. В таком случае в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» следует привести обоснование отсутствия согласования в отношении таких частей границ объекта кадастровых работ и несмежного земельного участка, и при наличии — предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (

    подпункт 1 пункта 13пункт 69 Требований к подготовке межевого плана

    ). А в разделе межевого плана «Схема расположения земельного участка» схематично следует указать реальное местоположение земельного участка, который согласно сведениям ЕГРН определяется как смежный (

    письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д23и

    ).

  • Если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек смежного земельного участка, содержащимся в ЕГРН (относительно общих границ), обязательность согласования таких частей границ отсутствует, и сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.
  • Если все части границ уточняемого земельного участка установлены в соответствии со сведениями ЕГРН о границах смежных земельных участков или смежными являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу положений ст. 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ объекта кадастровых работ не требуется, и в акт согласования должны включаться сведения только о правообладателе земельного участка — объекта кадастровых работ (вне зависимости от согласования ранее таким лицом границ смежных земельных участков) в порядке, предусмотренном п. 85 Требований к подготовке межевого плана.

Основания для проведения

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.

При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение, требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г., под № 218-ФЗ, допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.

Законность оснований опирается на Инструкции и Правила, сформированные для проведения регистрации, на основании Федерального закона о ГКН № 221-ФЗ от 24.07.07 г.

Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной – работа на местности.
  3. Камеральный или отчётный.

Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

  • кадастровый инженер;
  • группа геодезистов с оборудованием;
  • заказчик работ;
  • его соседи.

Образец межевого плана по уточнению границ земельного участка.

Работа на местности при уточнении границ ЗУ предусматривает проведение замеров геодезистами, проверку правильности расстановки межевых знаков в местах поворотных точек. На основании замеров кадастровый инженер поясняет всем участникам процедуры правила и нормы расположения межевых линий, отвечает на вопросы собственников в пределах требующейся от него компетенции.

В результате у собравшихся лиц должны отпасть все вопросы и сомнения, связанные с правоспособностью проведения процедуры и параметров установленных границ. После полученных пояснений, собственники смежных наделов подписывают акт согласования границ, который рассматривается как один из основных документов межевого дела.

Камеральные работы состоят из перепроверки полученных сведений и поиска ошибки, которая привела к повторному межеванию. Если ЗУ не состоял на кадастровом учёте – межевание проводится в обычном режиме, не требующем дополнительного акцента на процедуре уточнения, кроме случаев:

  • возникновения судебного или административного спора;
  • выявления кадастровой ошибки;
  • выявления наложения границ.

В этих случаях потребуется составление отдельной пояснительной записки, прилагаемой к результатам межевания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *