Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Брак католика и православной католиков между собой венчание в церкви

Кому можно венчаться, а кому – нет?

Перед тем как начать готовиться к таинству, вы должны заранее узнать, какие пары не будут венчать в костеле ни при каких обстоятельствах. Вас не обвенчают, если:

  • вы состоите в прямой родственной связи или являетесь друг другу сводными братом и сестрой;
  • один из молодоженов еще состоит в браке;
  • один из вас в разводе, но был обвенчан в предыдущем браке (католическая церковь не признает развенчаний, это делается в самых исключительных случаях);
  • один из вас был осужден за убийство предыдущего мужа/жены;
  • вы – священнослужитель католической церкви.

Если таинство венчания было проведено, и вы смогли скрыть один из вышеперечисленных фактов, но со временем это обнаружилось, оно считается недействительным.

Если в паре один из молодоженов православный, то препятствий для венчания нет. Даже если вы не хотите переходить в католическую веру, а желаете остаться в своей. Главное, что нужно учитывать в этом случае – это то, что вы должны пообещать крестить своих детей в католической церкви. Если же один из вас мусульманин или иудей, то все гораздо сложнее из-за разности культур. Сообщить о своем намерении обвенчаться необходимо как можно раньше.

О смешанных браках

В нашем рассеянии все увеличивается количество браков православных с инославными, т. е. с католиками, протестантами и т. п. Причиной этого является не только наше пребывание в неправославной стране, но и недостаточное понимание самого вопроса. У мало-церковных людей нашего времени распространилось мнение, что браки с лицами других христианских исповеданий вполне допустимы, поскольку мы ВСЕ христиане.

Венчание в костеле

Недостоин мужу Православному с женою еретическою соединяться браком, ни православной жене сочетаваться с мужем еретиком. Если же будет обнаружено что-либо подобное, сделанное кем-либо: брак почитать не твердым и беззаконное сожительство расторгать. Ибо но подобает смешивать несмешиваемое, ни соединять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен.»

«Не позволено соединяться браком с еретиком, разве только в таком случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает перейти в православную веру». (См. также правило 31 Лаодикийского Собора).

В древней Руси, до Петра I совершенно не допускались браки ни с «латынянами», т. е. католиками, ни с лицами «лютеровой веры», и такое положение считалось чем-то само собой разумеющимся. Единственной возможностью для брака был переход инославного лица в Православие.

После реформ Петра I в Россию стало приезжать много иностранцев, так что в Петербурге и в других городах возник вопрос о вступлении в брак с ними. Под давлением светской власти, которая была заинтересована в закреплении иностранцев в России, Святейший Синод разрешил браки православных «с лицами иностранных исповеданий».

Фактически под этими лицами подразумевались католики, лютеране и реформаты (пресвитериане), которые были распространены в то время в Зап. Европе. Поэтому такие разрешения не распространялись позже на еретиков-рационалистов, как напр. на штундистов, молокан и баптистов, появившихся в России только в XIX веке). [1]

В практике Русской Церкви «обещание перехода в Православие» формально не требовалось, но выражалось в следующем:

  1. венчание всегда производилось по православному обряду;
  2. православному супругу всегда внушалось, что его нравственным долгом является перевод, инославного супруга в Православие; и
  3. вменялось в обязанность крестить детей в православную веру (в чем иногда бралась формальная подписка).

Двухвековое применение этого допущения [2] в значительной мере оправдало надежды Русской Церкви. Господствовавшая в России Православная вера так сильно воздействовала на смешанные семьи, что в большинстве случаев инославные супруги начинали посещать православные богослужения и в конце концов переходили в православие, дети же их всегда воспитывались православными.

К тому же надо иметь ввиду, что количество смешанных браков в прежней России было сравнительно мало и что они заключались главным образом среди высших классов, наименее церковных, а в народной массе смешанные браки являлись весьма редкими исключениями. В этом отношении русское крестьянство и отчасти средние классы крепко хранили традиции допетровской Руси.

Еще по теме  Дата сдачи дома в эксплуатацию по адресу

Совсем иначе складываются условия духовной жизни для смешанной семьи заграницей. Будучи окружены иноверной средой, часто оторванные от православного прихода, православные отцы или матери нигде не находят поддержки для своей веры. Если другой супруг или его родные ревностно сохраняют свою религию, то шансы на обращение их в Православие ничтожны; напротив.

в этих условиях православная сторона может сама втянуться в другую веру, или же совершенно потерять своего религиозность. А если нет надежды на переход другого супруга в Православие, то вся семья обрекается на постоянную религиозную двойственность, которая крайне вредно отражается на религиозном воспитании детей.

К сожалению, наши православные русские люди недостаточно понимают всю опасность смешанных браков. Эмигрантская обстановка неизбежно толкает русских юношей и девушек на неосмотрительные браки с неправославными, благодаря которым они рискуют, потерей не только своего национального лица, но и своей веры.

В наше шатающееся и безрелигиозное время многие совсем забывают о том, в чем заключается подлинный христианский брак. Xодячие мнения и религиозное равнодушие до такой степени опошлили само понятие о браке, что редко кто взвешивает все условия. необходимые для нормального брака. Создается иллюзия, что если есть взаимное чувство, то больше ничего не требуется – все остальное явится само собой. Между тем.

брак настолько важный жизненный шаг, что необходимо прежде взвесить целый ряд других обстоятельств. В старой России, даже при браках между русскими православными старались по возможности избегать «неравных браков», т. е. таких, в которых жених и невеста отличались друг от друга возрастом, или образованием, или социальным происхождением и т. п.

Требовалось по возможности сходство интересов, воспитания и внутреннего настроения брачующихся, чтобы брак мог быть здоровым и прочным. Теперь же, когда все эти обстоятельства не принимаются во внимание, браки оказываются весьма недолговечными, а количество разводов среди жителей Америки растет с катастрофической быстротой.

Брак католика и православной католиков между собой венчание в церкви

Сейчас считается, что разность в вероисповеданиях не является препятствием для брака и что люди, возражающие против этого являются узкими и отсталыми. Но в то же время американская статистика показывает, что разница религиозных убеждений имеет очень большое значение при поводах к разводу. И нас это не должно удивлять, если мы подумаем, какие цели поставлены Богом для христианского брака.

Брак между лицами разной веры – это даже более чем неравный брак, это неудачная попытка построить семью на таком фундаменте, в котором с самого начала имеется опасная трещина, готовая постоянно превратиться в зияющую пропасть. Поэтому нельзя удивляться, что в условиях эмиграции Православная Церковь (равно как и другие исповедания) решительно возражает против браков с инославными.

Православная Церковь так определяет сущность брака: «Брак есть таинство, в котором… благословляется супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» (Пространн. христианский катихизис).

я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Ефес. 5:25,29,32). Итак, апостол рассматривает христианский брак не как простое сожительство мужчины и женщины, а как некоторый духовный союз, благословляемый Богом и стоящий значительно выше брака физического, свойственного язычникам, и неверующим. Xристианство ставит перед мужем и женой более духовные цели, иначе это не будет христианский брак.

Еще по теме  Как проходит суд по лишению водительских прав: как выиграть, что говорить, как вести себя, через сколько приходит повестка

Венчание в костеле

Вспомним слова Спасителя к Самарянке: «Правду ти сказала, что у тебя нет мужа: ибо у тебя было пять мужей, и тот которого ныне имеешь, не муж тебе». (Ин.4:17-18). Это показывает, что с духовной точки зрения не всякий брак есть брак христианский; он становится христианским лишь тогда, когда заключается для определенных, Богом установленных целей.

Теперь спросим себя: можешь ли существовать это таинственное единство между мужем и женою в браке, если муж и жена ходят в разные церкви, причащаются по разному, исповедуют веру каждый по своему? Нам могут ответить, что все же оба супруга христиане; но мы должны помнить, что в конце концов «христианства нет без Церкви» и что в семейной жизни настоящее духовное единство супругов возможно только в единой Церкви, в условиях общей неразделенной веры, при молитве Богу «едиными устами и единым сердцем».

Вторая цель христианского брака – «чистое единодушие», т. е. полное согласие в мыслях, чувствах и делах, то внутреннее единство всей жизни супругов, про которую можно сказать, что они живут «душа в душу». В православном чине венчания это хорошо выражено в молитвах священника, в которых испрашивается у Бога «единодушие душ и телес», соединение их «в единомудрии» и сохранение «в мире и единомыслии».

Может ли такое единодушие и единомыслие быть достигнуто, если вера обоих супругов разнится и догматически, и практически – т. е. в области повседневного исполнения уставов и обычаев церковных? Возьмем такой простой случай, как выполнение постов или говения. Благодаря разным правилам поста католик может есть молочную пищу, а православный от нее отказывается;

протестант же вообще не имеет никакого уставного поста. Тоже самое и при говении: православный супруг должен говеть каждый пост, католики могут причащаться часто и без особой подготовки, кроме исповеди, а протестанты не признают вообще никакого говения. Какое же единодушие может существовать у разноверных супругов в эти важнейшие моменты их религиозной жизни?

Такой же самый разлад будет происходить в смешанных семьях при праздновании главнейших христианских праздников – Рождества Христова, С. Пасхи и Троицы. Из-за расхождений в стилях и в пасхалиях они должны совершатся в разное время, так как нельзя предположить, что они могут праздноваться дважды – для одного и для другого супруга.

Как подготовиться к католическому венчанию: правила и советы

Как и в любой другой церкви, в католической существуют определенные правила для пар, желающих обвенчаться. Давайте рассмотрим, что это за правила:

  1. Следует заранее обратиться в церковь. Желательно прийти в костел за 3 месяца до предполагаемой даты свадьбы, чтобы у вас было время для подготовки к таинству. Если вы придете за несколько недель, да еще и будете размышлять над тем, нужно ли венчаться, то велика вероятность того, что вам откажут.
  2. Нужно посещать церковные встречи. С того момента, как вы сообщили, что хотите обвенчаться в костеле, вам назначают беседы. Обычно ходить на них нужно не чаще одного раза в неделю или две. Посвящены эти беседы подготовке к семейной жизни и изучению молитв. Также отдельно затрагивается тема предохранения. Католическая церковь всячески отрицает возможность использования противозачаточных средств. Нужно быть готовым к этому.
  3. Следует выбрать благоприятный день для венчания. Венчаться в католической церкви можно в любое время, исключая посты. Но, если у вас есть обстоятельства, по которым вы решили обвенчаться именно во время поста, то вам необходимо заранее сообщить об этом священнику и пообещать, что никакого застолья не будет. Тогда есть большая вероятность, что вам пойдут навстречу и проведут обряд венчания, даже если у католиков пост.
  4. Следует заключить брак до момента венчания. Сначала вы должны запланировать роспись в ЗАГСе, а потом уже обряд католического венчания.
Еще по теме  Отказ от дачи показаний - статья 51 конституции РФ, что значает, как использовать свое право

Как проходит обряд католического венчания?

Начинается католическое венчание с того, что жених ждет невесту у алтаря. Подвести ее к жениху может отец либо ближайший родственник. Этот момент – один из самых трогательных в католическом венчании. Позаботьтесь о наличии фотографа, фото получатся просто волшебными.

Проведение самого обряда венчания зависит от священника. Как такового сценария не существует. Есть определённые молитвы, которые священник должен прочитать во время венчания. И есть вопросы, которые он будет задавать молодоженам:

  • Добровольно ли вы явились и хотите заключить этот союз?
  • Будете ли уважать друг друга и любить до конца своих дней?
  • Обещаете ли воспитывать своих детей по правилам и законам католической церкви?

Обряд венчания

Если хоть на один из заданных вопросов кто-то из молодоженов ответит «нет», то венчание немедленно будет прекращено. Ну, а если ответы положительные, то далее руки молодоженов священник перевязывает ленточкой. В этот момент пара поворачивается друг к другу лицом и произносит слова специальной клятвы. Обычно ее не нужно учить наизусть, священник сам будет ее читать, а вам нужно будет только повторять.

Затем пара обменивается венчальными кольцами, читается молитва «Отче наш». Стоит отметить, что в костеле кольца не являются обязательными. Если вы не хотите обмениваться кольцами, то просто заранее предупредите об этом. Затем священник благословляет молодоженов, на этом таинство заканчивается. Обычно вся церемония венчания у католиков от начала и до конца занимает не более получаса.

Что еще нужно учесть?

Одним из обязательных условий проведения обряда венчания в католическом храме является наличие свидетелей. Вы должны заранее выбрать их. Костел допускает наличие больше двух свидетелей. Во время венчания они стоят за спинами молодоженов и по окончанию подписывают документ.

Еще один важный вопрос, который часто интересует молодых: «Сколько стоит венчание в костеле?». Если вы зададите его священнику, то он просто предложит вам пожертвовать храму столько, сколько вы сможете. Определенной ставки в костеле нет.

Портал www.svadebka.ws рассказал вам об основных правилах и этапах католического венчания. Нужно ли венчаться, решать только вам. Но, если вы пойдете на этот серьезный шаг, то мы желаем вам, чтобы этот день стал для вас символичным и незабываемым!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *