Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Особенности пользования землей общего пользования

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

https://youtu.be/aKAW8SebwIg

Что входит в категорию земель общего пользования?

К таким объектам относятся:

  • улицы и площади;
  • проезды и автодороги;
  • набережные и парковые территории;
  • водные объекты и пляжи.

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Обратите внимание!

Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Налогообложение

Землями общего пользования пользуются все граждане, преимущественно те, которые проживают в том населенном пункте, где земли эти находятся, поэтому бремя налогообложения также ложиться на граждан. Если участок находится в аренде, то налогами он облагается в том случае, когда на участке нет никаких строений, если же строение имеется, то платится только арендная плата на имущество.

Земли общего пользования, принадлежащие государству, подлежат особенной форме налогообложения:

  1. Если надел предоставляется в аренду, с сохранением права общего пользования, то налог платят все пользователи. Если права этого нет, то оплату производит арендатор.
  2. Если участок не сдан в аренду или бессрочное пользование, то земельный налог заменяется налогом по назначению и цели использования на всех потенциальных пользователей. Например, проезжая дорога, налогоплательщики оплачивают транспортный налог за использование дороги.
  3. Земли принадлежащие товариществам облагаются налогом, который оплачивают все долевые собственники совместно либо по указанным частям.
  4. Режим налогообложения считается особым — это обусловливается статусом территории, ее целевым назначением и возможными вариантами использования.

Именно по причине общественного положения использовать классическую форму налогообложения для сферы фискальных правоотношений для таких земель невозможно, так как территория располагается в постоянной собственности государства.

Сумма налогообложения разделяется пропорционально на всех граждан-пользователей.

Земельные территории

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Независимо от назначения, способов эксплуатации земля общего назначения остается собственностью государства. По этой причине налогообложение арендованных участков такой категории отличается рядом особенностей:

  • налог на земли общего пользования начисляется в случаях, когда на арендуемой физическими или юридическими лицами территории нет строений, зарегистрированных в качестве недвижимых объектов. Если на таких участках находится правильно оформленная недвижимость, вместо земельных налогов применяется фиксированная арендная оплата;
  • когда нет одного конкретного пользователя участком, земельная пошлина заменяется другими видами налогов. Например, аренда части автомагистрали облагается транспортным налогом, включая пошлину за использование дороги. Общая сумма налогов при этом пропорционально разделяется между потенциальными пользователями конкретной арендованной территории;
  • если арендованный надел входит в состав некоммерческого садоводческого товарищества, то земельным налогом будет облагаться вся территория такого объединения. Оплата пошлины распределяется между членами организации пропорционально площади участка.

Особенности пользования землей общего пользования

Применение стандартных фискальных схем по отношению к арендованным территориям земель общего назначения не подходит. Каждый конкретный случай должен рассматриваться отдельно. При выборе налогообложения будут учитываться функциональные особенности, виды эксплуатации земли.

Как упоминалось ранее, ЗОП – специфический раздел земельного права, а, следовательно, процедура налогообложения такой земли будет изменена.

Вне зависимости, кто владеет землёй – физическое или юридическое лицо – этот человек или предприятие должны платить лишь налог на возможные построенные сооружения. Если их нет, то выплата сбора заменяется выплатой аренды. В категории земель общего пользования есть пункт о путях сообщений, то есть дорогах.

В случае с СНТ земельный налог обязаны платить все члены товарищества.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Наиболее распространенным способом занятия этой земли является аренда. Для проведения процедуры нужно предоставить соответствующие документы в Горисполком населённого пункта, в котором хотите арендовать территорию:

  1. Паспорт арендатора.
  2. Распорядительный акт на объект.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Однако при составлении договора не должно быть упоминания о возможной дальнейшей купле-продаже – это незаконная операция.

Акт об аренде может оформляться как и между физическим лицом и государством, так и между юридическим лицом и государством. Арендованную на территории общего пользования землю можно, как и любой участок, передавать по наследству, дарить. Однако в этом случае она перейдёт другому человеку тоже как арендованная или полученная на определенный срок земля. В этом случае оформляется переуступка права аренды – нужно произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Если вы захотите оформить на себя участок, который принадлежит муниципалитету, в бессрочное пользование землёй (без арендования, без права унаследования, на неограниченный срок), то возможно это только с заключением договора между физическим лицом и государством либо с юридическим лицом, но при предоставлении исчерпывающей информации о владельце.

  1. Религиозные сооружения.
  2. Строительство по государственному заказу.
  3. Пополнение лесного фонда.
  4. Застройки любого типа, не имеющие статуса административных сооружений.

Особенности пользования землей общего пользования

Документ, который составляется при передаче земельного надела в бессрочное пользование, регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации. При этой процедуре нужно предоставить:

  • паспорт/документы юридического лица;
  • кадастровые документы на нужный участок земли;
  • квитанция, подтверждающая выплату госпошлины.

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность в случае самовольного занятия земли общего пользования (территория загораживает проход, проезд или возведена самовольная постройка без надлежащего оформления документации). Взыскание в виде штрафа может быть наложена как на физическое, так и на юридическое лицо.

Кроме того, все возведенные строения или сооружения надо будет за свой счет снести и вернуть земле первоначальный вид.

Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

  • аренда;
  • безвозмездное бессрочное пользование.

Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

В гражданском законодательстве переход прав на земельный участок от одного арендатора к другому именуется переуступкой права аренды.

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Еще по теме  Ввод в эксплуатацию жилого дома жилого и многоквартирного в 2020 году

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
      пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
  2. территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
  3. природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
  4. полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  5. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 , граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  6. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс. Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте. Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.

В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

Особенности пользования землей общего пользования

Говоря о взаимодействии между собой регионального и федерального законодательства, можно отметить, что федеральное будет иметь первоочередное значение, если возникает конфликт между нормативными актами.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Самозахват и ответственность

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

  • от 500 до 1 тыс. руб. для физических лиц;
  • 1-2 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 2-20 тыс. руб. для организаций.

Обратите внимание!

Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков. Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета. Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

  • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
  • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
  • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

  • госземконтроль;
  • земельный контроль;
  • территориальное самоуправление.

Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку. В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

  • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
  • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
  • от двух до 20 тыс. — для юридических.
Еще по теме  Как проходит заключение договора аренды земельного участка с администрацией?

Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.

Особенности пользования землей общего пользования

Самым распространенным нарушением земельного законодательства является самовольный захват и эксплуатация участков без оформления разрешения и правоустанавливающей документации. Ответственность за такие проступки предусматривается Кодексом об административных правонарушениях (КоАП, ст. 7.1). Если известна кадастровая стоимость захваченного участка, налагаются штрафы такого размера:

  • на граждан – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 5000 рублей;
  • на должностное лицо – от 1,5 до 2%, но не меньше 20000 рублей;
  • на юридическое лицо – от 2 до 3%, но не меньше 100000 рублей.

Если цена надела не определена, суммы штрафов составят:

  • для граждан – от 5000 до 10000 рублей;
  • для должностного лица – от 20000 до 50000 рублей;
  • для юридического лица – от 100000 до 200000 рублей.

При этом граждане, которые осуществляют на самовольно занятой территории неоформленную в установленный порядок предпринимательскую деятельность, будут нести ответственность как юридические лица. Наказание не ограничится одним штрафом, если на неоформленной в аренду или бессрочное пользование территории будет возведено или установлено какое-либо сооружение. Правонарушитель обязан за личный счет снести постройку, восстановив при этом изначальный вид участка.

Следить за соблюдением правил содержания, эксплуатации территорий общего использования обязан специально уполномоченный орган местной власти. В функции его сотрудников входит не только контроль за использованием территории, но также управление расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащих государству.

Пользуясь участками общего назначения, надо учитывать, что эта земля является государственным имуществом. Приватизировать ее нельзя, но можно арендовать или получить в постоянное бесплатное пользование. При этом надо соблюдать правила эксплуатации таких участков, установленные законом, органами самоуправления иначе последует административное наказание.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Как оформляются земли СНТ?

СНТ сокращенное наименование садового некоммерческого товарищества, которое предполагает выделение людям земельных наделов под огород и другую подобную деятельность.

Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

Вопрос оформления таких наделов в собственность рассматривается в каждом отдельном случае индивидуально. Для постановки земли общего пользования в СНТ на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган следующую документацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Бумаги передаются в орган местного самоуправления.

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

Государтвенная регистрация общей долевой собственности на землю

Долевой формат владения наделом устанавливается в процессе оформления договора купли-продажи или после того, как уже приобретено право собственности на участок. Также граждане в процессе использования участка могут принять совместное решение о том, что необходимо поделить участок на несколько долей.

В том числе, когда происходит заключение сделки купли-продажи. Тогда граждане, приобретающие надел, могут определить, кому и какая часть территории будет принадлежать. Данное условие прописывается в соглашении и подлежит регистрации при обращении в регистрирующие органы. Также основанием установления таких правомочий выступает соглашение, где указано на распределение долей.

ВАЖНО !!! Для установления размера доли потребуется провести работы кадастрового назначения и изготовить межевую документацию. Данные полномочия имеются у специалиста, который занимает должность инженера. Он проводит работы межевого назначения, после чего делает вывод о том, какова величина доли. Это касается и участков на территории населенных пунктов заняты которые домами или другим имуществом.

Когда происходит распределение долей, возникающие правомочия требуется зарегистрировать в уполномоченном органе. Каждому гражданину подлежит выдача на руки акт, посредством которого удостоверяется наличие правомочий собственности в отношении отдельно взятой части.

Для других собственников устанавливается возможность использования преимущества в плане выкупа территории, которая продается по соглашению купли-продажи другим владельцем. Если произошло отчуждение доли – необходимо удостоверить данный факт в нотариальной конторе. Когда это не сделано, в регистрации права откажут.

Право собственности на земельные участки регулируется положениями в сфере земельного и гражданского оборота.

Общая собственность на земельный участок относится к виду частной собственности.

Содержание этого правового института так же, как и в случае с частной собственностью, включает три правомочности:

  1. Право на владение землёй означает её правовой статус как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для его освоения. В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств
  2. Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению. Законные владельцы земли имеют право вести на ней хозяйственную деятельность, если на участке есть полезные ресурсы или ископаемые — добывать их и использовать, возводить на участке постройки. Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.
  3. Распоряжение подразумевает под собой право определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела. Законодательство предусматривает различные виды его отчуждения. В случае с совместной собственностью решение принимается коллективно и с учётом мнения каждого землевладельца.

Институт общей собственности отличается множественностью участников, поэтому он занимает промежуточное положение между личной собственностью и вещными правами на чужое имущество, так как участник права собственности хоть и имеет указанные выше права на участок, не может единолично распорядиться землёй.Ограничения возникают благодаря наличию права собственности у нескольких лиц и имеют следующие признаки:

  • они являются производными от права собственности — основываются только на законе, в случае с земельным наделом — с получением необходимых правоустанавливающих документов на совместное владение;
  • ограничение прав по содержанию в сравнении с единоличной собственностью — наличие меньшего количества правомочностей, так как каждое юридически важное решение можно принять только коллективно;
  • осуществляются в определённых пределах — допустим, распоряжение только своей долей урожая;
  • права продолжают существовать при смене владельца другой доли — допустим, участок был приобретён за паевые взносы, при смене одного владельца, права другого остаются в прежнем объёме;
  • на право общей собственности распространяется судебный способ защиты в случае незаконного посягательства.

Общая собственность подразделена на следующие группы:

  1. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
  2. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора.

Объект недвижимости, расположенный на неделимом земельном участке, может быть приобретен на праве общей долевой собственности или аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, при этом учитываются доли в праве собственности на здание. Для приобретения права общей собственности на земельный участок все участвующие стороны должны совместно обратиться в государственный орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав собственности на земельный участок (ст. 245 ГК РФ), к заявлениям необходимо приложить кадастровый паспорт объекта.

Налогообложение земель общего пользования

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Еще по теме  Справка 86 у для поступления пионерская

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Какой срок отводится для внесения конкретной суммы в налоговую инспекцию прописан в статье под номером №397-НК. Внести платёж нужно не позднее 1 декабря будущего года.

Иначе дело обстоит с юридическими лицами, организациями. Сроки перечисления денег и внесение авансовой суммы регулируется муниципалитетом. Дата оплаты налога 1 февраля следующего года. Последний платёж за пользование земельным участком в СНТ нужно перечислить за 2020 год. Аванс необходимо внести за текущий год.

Способы оплаты:

  • Перечислить деньги на расчётный счёт налоговой службы.
  • Заплатить с лицевого счёта.
  • Осуществить декларационный платёж.

Если налогоплательщик будет уклоняться от уплаты, либо просрочит платёж, его ждут штрафные санкции. Если владелец земельного участка и плательщик юридическое лицо, земельный налог для СНТ будет компенсироваться за счёт взносов собственников личных территорий. С 2019 года взносы обязаны платить как члены садового некоммерческого товарищества, так и собственники наделов.

Если на территории участка земель общего пользования находится капитальное строение, юридическое лицо или гражданин, владеющий этим объектом, имеет право арендовать надел (ЗК, ст. 39.20 п. 1). На недвижимость при этом должно быть оформлено право собственности, само сооружение законно зарегистрировано государственными органами. Срок аренды – до 49 лет.

Владелец здания имеет право на любые правовые действия со своей недвижимостью – продавать, дарить, передавать по наследству. При этом земля под объектом по-прежнему будет принадлежать государству. Поскольку законодательством запрещено приобретать такие участки в частную собственность, при смене собственника на нового владельца оформляется переуступка права аренды. Перезаключать арендный договор не требуется, но обязательно вносят изменения в Единый госреестр прав на недвижимость.

Если помещениями здания, которое расположено на участке, владеют сразу несколько лиц, они имеют право арендовать землю со множественностью лиц на стороне арендатора (ЗК, ст. 39.20). Аналогичный вид найма применяется, когда на неделимых земельных участках построены несколько объектов недвижимости, принадлежащих разным правообладателям. При этом обращаться с заявлением об аренде надела в уполномоченные органы может любой из заинтересованных владельцев помещения или здания.

Мужчина держит в руках бумажный домик

С момента подачи заявления об аренде представители соответствующих органов обязаны на протяжении 30 дней направить проект договора всем собственникам построек и помещений. Владельцам также отводится 30 дней на подписание арендного договора со дня направления проекта. Если кто-либо из правообладателей отказался его подписывать, представители уполномоченных органов обязаны через 3 месяца обратиться в местную судебную инстанцию с требованием о принуждении собственника заключить арендное соглашение.

Отсутствие строгого определения земель общего пользования позволяет муниципальным органам власти утверждать свои правила эксплуатации таких территорий для развития местной инфраструктуры. Эти нормативно-правовые акты регламентируют установку, использование временных некапитальных сооружений. Например, гаражей, торговых павильонов, киосков, летних кафе. Под такие объекты отводятся отдельные зоны с четко установленными границами и местоположением, с возможностью оформления краткосрочной аренды.

Как и куда подать заявление?

Подача заявления на предоставление земель общего использования осуществляется в уполномоченных административных органах власти (согласно статье 39.2 ЗК РФ).

Заявление подается несколькими способами:

  1. личное посещение;
  2. передача пакета документов через МФЦ;
  3. передача документов заказным письмом почтой.

В ситуации с землей общего использования предпочтительнее посетить администрацию самостоятельно. Госслужащие проконсультируют о необходимых документах, просчитают шансы на получение положительного результата.

Для совершения льготной сделки предоставления земель потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Для каждого документа делается копия. Подробнее о перечне необходимых документов для каждой категории граждан-заявителей можно узнать в приемной администрации или на официальном сайте многофункционального центра.

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Дачные дома, земельные участки

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Арендное соглашение заключает с администрацией в течение 14 рабочих дней. Срок рассмотрения заявки на безвозмездное предоставление надела льготным категориям граждан составляет до 30 рабочих дней.

Права и обязанности лиц, совместно обладающих имуществом

Общая собственность на землю без внутреннего разграничения между её субъектами имеет несколько доверительный характер, так как все владельцы пользуются имуществом вместе, их права распространяются на весь земельный надел и на плоды, принесённые в результате ведения хозяйства.

Обязанности совладельцев земли:

  • поддерживать участок в состоянии, пригодном для ведения на нём хозяйства в соответствии с его целевым назначением;
  • не нарушать права совладельцев и вести добрососедские отношения;
  • вносить плату за недвижимость в виде земельного налога;
  • финансовое участие в затратах, необходимых для улучшения свойств участка, для постройки на нём зданий и в ремонтных работах;
  • несение ответственности перед третьими лицами в отношении надела;
  • в случае продажи одним совладельцем выделенной части нужно составить письменное уведомление других собственников о своём намерении, с указанием цены и других важных условий;
  • на заключение сделок с землёй необходимо нотариально заверенное согласие всех собственников;
  • нести субсидиарную ответственность — при недостаточном имуществе у одного из собственников кредитор имеет право претендовать на часть его совладельца;
  • нести личную ответственность за нарушение совместного использования имущества.

Порядок пользования и оформления в собственность земельного участка в долевой собственности

Права участников совместного землепользования:

  • на равные условия землепользования с другими совладельцами;
  • оспаривать сделки, заключённые самостоятельно другими совладельцами;
  • на плоды и результаты ведения хозяйства;
  • на пользование в полном объёме участком и постройками, даже если другие участники вкладывают в них деньги;
  • на первоочередной выкуп части земли другого совладельца;
  • предъявление иска в судебный орган в случае нарушения прав другими совладельцами или иными лицами;
  • участвовать в собраниях, которые проводятся объединением;
  • выбирать главу хозяйствования и быть выбранным на эту должность;
  • подавать коллективные иски, объединившись с другими владельцами;
  • отказ от права собственности с определением своей доли земли и возможной её продажей;
  • при отчуждении надела участником объединения землепользователей приобретатель имеет возможность приобрести права на общее имущество, взносы на которое вносились предыдущим владельцем;
  • на часть состояния при проведении ликвидационной процедуры в отношении объединения;
  • на денежную компенсацию при желании отказаться от совместного владения.

Проходя по улицам, отдыхая в скверах и проезжая на автомобилях по дорогам, мы реализуем свое право пользования землями общего пользования.Оно вытекает из положений Гражданского, Градостроительного и Земельного кодексов, но конкретики в определении правового режима таких земель недостаточно.

Не определен исчерпывающий перечень объектов, входящих в их число, нет единообразной судебной практики по поводу их передачи в аренду, наконец, нет возможности для судебной защиты самого субъективного права на использование общественных земель.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Деревянный забор, тропинка

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону . Это быстро и бесплатно !

В российском законодательстве нет отдельно выделенного, четкого определения земли общего пользования. Однако в статье 8 Земельного и статье 1 Градостроительного Кодекса РФ приводится перечень участков этой категории:

  • улицы, бульвары, площади;
  • парки, скверы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, пляжи, береговые зоны водных объектов.

Анализируя законодательство, можно выделить такие правовые признаки земель общего пользования:

  • входят в состав населенных пунктов, разных территориальных зон;
  • относятся к государственной или муниципальной собственности;
  • общедоступны для всех граждан (ГрК, ст. 1 п. 12);
  • предназначены для удовлетворения общественных интересов социально-экономического, бытового, рекреационного, культурно-оздоровительного характера;
  • в документации по планировке территории обозначены красными линиями (ГрК, ст. 1 п. 11).

При отсутствии одного из этих признаков земельный участок будет относиться к другой категории с соответствующим правовым режимом. Границы территориальных зон, правила землепользования утверждаются нормативными актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ.

Землю общего пользования нельзя приватизировать, но согласно Земельного Кодекса такие участки можно арендовать или получить в постоянное (бессрочное) пользование. При этом должен сохраняться принцип общедоступности и удовлетворения публичных интересов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *