Примеры франшизы
В качестве франшизы может выступать аренда разработанного и отлаженного бизнеса.
Приобретая франшизу, предприниматель получает готовый бизнес-план и все инструкции по ведению деятельности – как продавать товар, работать с клиентами, нанимать и обучать персонал и многое другое.
https://www.youtube.com/watch?v=DZj_RHs2jHA
Также в качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак или технология по производству продукции со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.
Виды франчайзинга
На практике различают следующие виды франчайзинга:
-
товарный франчайзинг;
-
производственный франчайзинг;
-
деловой франчайзинг.
Товарный франчайзинг – это право продажу товара определенной торговой марки. По таким франшизам в мире открыто 90% магазинов в торговых центрах, таких как H{amp}amp;M, Zara, Baldinini и другие.
Производственный франчайзинг – это право производить товары определенной торговой марки. Яркие примеры – Pepsi, Coca-Cola и другие.
Деловой франчайзинг – это право на открытие бизнеса в сети франчайзера. Распространен в сфере общепита, услуг, в гостиничном бизнесе. Примеры – Макдональдс, Hilton и другие.
Способы оплаты франшизы
Существует два способа оплаты франшизы:
-
паушальный взнос;
-
роялти.
Паушальный взнос
При покупке франшизы нужно сделать паушальный взнос. Паушальный взнос – это однократный платеж за право пользоваться продуктом, брендом, бизнес-моделью.
Кроме этого, также может быть предусмотрен ежемесячный платеж в виде процента от оборота.
Отметим, что ежемесячный платеж устанавливается не всегда. На практике встречаются франшизы только с однократным платежом (паушальным взносом).
Роялти
Роялти — это ежемесячный платеж, это своего рода арендная плата за возможность использования раскрученного бренда.
Размер роялти составляет обычно 5-10% от оборота.
Стоимость бизнеса по открытию франшизы
Стоимость франшизы зависит от таких факторов, как:
-
от известности бренда;
-
от территории распространения франшизы;
-
от срока действия договора.
Например, франшиза Макдональдса стоит:
-
Стоимость франшизы: 45 тыс. долл. США ;
-
Роялти (ежемесячные выплаты): от 12% от оборота;
-
Начальный капитал: от 1 млн. долл. США;
-
Срок договора: 20 лет (продлеваемый).
Отметим, что начальный капитал — это объем инвестиций в бизнес, то есть это информация, которая предоставляется франчайзером, о том, сколько ориентировочно денежных средств потребуется на открытие точки продаж.
Как правильно выбрать франшизу
https://www.youtube.com/watch?v=4HBO5sRkDEk
Стоимость франшизы. Важно найти баланс между расходами на покупку франшизы и прибылью от открытия бизнеса по франшизе.
Срок существования компании. Состояние компании тем стабильнее, чем дольше она существует на рынке.
Поддержка франчайзера. Наличие маркетинговой и юридической поддержки — наиболее важный критерий.
Темпы расширения компании. Чем больше точек продаж открывается в год, тем компания успешнее.
Преимущества и недостатки франшизы
Франшиза является наиболее популярным видом бизнеса. Однако, есть плюсы и минусы открытия бизнеса по франшизе.
Плюсы открытия бизнеса по франшизе
Преимущество франшизы для главной компании (франчайзера) заключается в следующем:
-
§ получение дополнительного дохода в виде сумм паушального (вступительного) взноса или роялти от франчайзи;
-
§ расширение сети бизнеса под своим именем.
Преимущество франшизы для франчайзи заключается в том, что:
-
приобретается в аренду разработанный и отлаженный бизнес. Не нужно ничего изобретать, потому что уже есть готовая, опробованная бизнес-модель, приносящая доход;
-
осуществляется быстрая раскрутка бизнеса. Хорошая выручка начнёт поступать буквально со следующего дня открытия бизнеса.
-
не нужно тратить значительные суммы денежных средств на получение узнаваемости, потому что, покупается право на использование популярных брендов. То есть, франшизы, как правило, продают известные, раскрученные, завоевавшие доверие, бренды.
-
франчайзи несет минимальные затраты на рекламу. Так как, Во-первых, сам бренд говорит за себя и не требует рекламы. Во-вторых, франчайзер предоставляет рекламные материалы и проверенные способы рекламы.
-
имеется сниженный риск бизнеса. Вероятность провала существует, но она сведена к минимуму, так как используется проверенная, эффективная технология ведения бизнеса;
-
осуществляется поддержка и обучение. Можно не иметь опыт ведения бизнеса, но франчайзер заинтересован обучить франчайзи ведению бизнеса и предоставляет ему обучающие программы и проводит курсы для эффективного ведения бизнеса.
Минусы открытия бизнеса по франшизе
К минусам открытия бизнеса по франшизе для франчайзи можно отнести следующие обстоятельства:
-
контроль со стороны франчайзера;
-
высокая стоимость некоторых франшиз;
-
ограничения в деятельности франчайзи.