Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Служебный контракт государственного гражданского служащего

В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-фз «о государственной гражданской службе российской федерации»?

Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении граждан на государственную гражданскую службу, регулируются специальным Федеральным законом*. Однако при реализации этого закона возникают существенные проблемы.

Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Такие проблемные ситуации складываются часто, например, при заключении срочных служебных контрактов с государственными гражданскими служащими.

Сегодня мы взглянем на эти проблемы более внимательно и разберемся в особенностях заключения срочных служебных контрактов.

С каждым гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу**, заключается служебный контракт, которым устанавливаются права и обязанности сторон.

Введение в практику служебных контрактов стало необходимо в первую очередь потому, что государственная служба является особым видом профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности.

Поступая на гражданскую службу, люди вступают с государством как с работодателем в особые служебно-правовые отношения, то есть включаются в деятельность государственной системы управления на особых, оговариваемых в специальных правовых актах условиях. Это подразумевает установление для них специального правового статуса – законодательно установленных прав, обязанностей, ограничений, запретов и как компенсацию им – дополнительных социальных гарантий со стороны государства.

Трудовое право не охватывает весь спектр отношений, возникающих при поступлении и прохождении гражданской службы.

В силу этого трудовой договор не может учесть всех особенностей деятельности, задач и функций, возложенных на государственного служащего, отразить взаимосвязь между эффективностью и качеством его служебной деятельности, размером его денежного содержания, карьерным продвижением, не дает четкой картины прав и обязанностей, возникающих у сторон договора.

Служебным контрактом государственного гражданского служащего устанавливаются:

Законодательство предусматривает как возможность заключения служебного контракта на неопределенный срок, так и заключение срочного служебного контракта.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Максимальный срок, на который может быть заключен служебный контракт, составляет пять лет, минимальный – один год.

Правовые основания заключения срочного служебного контракта установлены частью 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ. Некоторые из них корреспондируют с нормами, установленными трудовым законодательством (см. таблицу). Другие отражают специфику прохождения гражданской службы. Давайте на них остановимся более подробно.

Нормы трудового права (Трудовой кодекс)
Часть 1 статьи 59 – на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы Часть 2 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы.Часть 6 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта
Часть 4 статьи 59 – с лицами, направляемыми на работу за границу Часть 4 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ
Часть 7 статьи 59 – с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой Часть 5 пункта 4 статьи 25– замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.Часть 6 пункта 4 статьи 25– замещение временной должности гражданской службы
Часть 9 статьи 59 – в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц в органах государственной власти Часть 1 пункта 4 статьи 25 – замещение отдельных должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»
Еще по теме  Что делать если коллекторы угрожают расправой

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», к которым отнесены должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти, их подразделений (в т. ч. территориальных) и представительств, замещаемые на определенный срок.

Перечень должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, законодательством не установлен.

Вместе с тем такой перечень должностей может быть определен представителем нанимателя в каждом конкретном случае, при этом главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления служебных отношений на неопределенный срок.

Специфическим основанием заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда.

В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона № 79-ФЗ особый порядок оплаты труда некоторых государственных служащих производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Приведенный перечень специфических правовых оснований заключения срочного служебного контракта не является исчерпывающим, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи.

Эта норма вызывает наибольшее количество вопросов у работников кадровых служб органов государственной власти. Дело в том, что закон четко не определяет, что следует понимать под перезаключением служебного контракта.

Касаются ли вносимые в служебный контракт изменения только его сроков или и иных его условий? Допускается ли неоднократное продление срочного служебного контракта в рамках предельного возраста пребывания на гражданской службе? Прямых указаний на однократность заключения срочного служебного контракта, так же как и прямых запретов на его неоднократное продление, закон не содержит.

Здравствуйте!

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории “руководители”, а также должностей гражданской службы категории “помощники (советники)”;

Еще по теме  Отказ от доли в квартиры перешедшей по наследству

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

Госслужащих попросят с работы “досрочно”

Сенатор Вячеслав Новиков высказал недоумение, почему, в отличие от судей и некоторых силовиков, которым, наоборот, продлили срок службы до 65 лет, штатским чиновникам срок службы урезают. Новикова поддержала зампред СФ Светлана Орлова: “Судьи Конституционного суда у нас – пожизненно, остальные судьи – 65 лет…

В перспективе – не должно быть двойных стандартов. Но закон, конечно, надо принимать, раз он уже внесен”. При обсуждении проекта в Думе депутаты акцентировали внимание на недавно озвученных планах правительства радикально сократить госаппарат.

Полпред президента в ГД Гарри Минх совершенно извелся, убеждая законодателей в том, что проект принципиально ничего не меняет, кроме некоторого расширения прав работодателя, то есть государства. Депутат Владимир Кашин (КПРФ) удивился: “То власть говорит о повышении пенсионного возраста, то теперь – о сокращении срока гражданской службы, как-то нелогично это”.

Минх ответил, что “возрастной ценз, который закреплен в законодательстве, мы, по сути, не меняем: до 60 лет ты живешь в режиме бессрочного контракта, в последующем – продолжение работы в режиме срочного контракта с возможностью продления до предельного возраста – 65 лет. Мы всего лишь устраняем неопределенность.

Было существенное число дел, которые рассматривались в судебном порядке (и даже заканчивались победой работников. – В.Б.). И решения судов подтвердили, что действующая редакция закона заставляет работодателя заключить с лицом, достигшим 60 лет, хотя бы один срочный контракт.

Это тот предел, после которого бессрочный контракт с госслужащими должен быть конвертирован в срочный контракт”. Как объяснил Минх, в законопроекте планируется “всего лишь уравнять стороны, сделать обязанность работодателя правом.

Естественно, если человек, который достиг шестидесятилетнего возраста, абсолютно адекватен, готов к решению задач, которые перед ним стоят на данной должности, то контракт с ним будет заключен. А по действующей редакции закона, если человек достиг 60 лет и уже неадекватен для решения государственных задач, тем не менее государство с ним заключить контракт обязано.

Анатолий Локоть (КПРФ) поинтересовался мотивами и смыслом намеченной чистки в госслужбе: “Раз возможности освободиться от работников, достигших шестидесятилетнего возраста, расчищаются – то с какой целью, что готовится в стране? Особенно если она испытывает дефицит молодых подготовленных управленческих кадров среднего звена?

” Минх иронически заметил, что сама по себе “данная законодательная инициатива никакой кадровой чистки не предполагает”. И тут же сообщил, что чистка все же будет: “Количественный состав госаппарата за последние 10 лет сильно увеличился, и поэтому руководством страны обозначена задача по его сокращению на 20%”.

Валерий Селезнев (ЛДПР) спросил, почему не вносятся аналогичные поправки в закон “О муниципальной службе”, чтоб “обновить чиновничий аппарат не только в госаппарате, но и в муниципалитетах?” Минх ответил неопределенно: “Для муниципальной службы в законодательстве несколько иные формулировки содержатся, и автоматически экстраполировать изменения, предлагаемые в закон о госслужбе, на законодательство о муниципальной службе считаем пока нелогичным”.

Еще по теме  Замечания на протокол судебного заседания образец

“Действующий закон “О государственной гражданской службе” к федеральным министрам, к депутатам Госдумы, к лицам, замещающим госдолжности в субъектах РФ, никакого отношения не имеет!.. Если вы, фракция, хотите чего-то сделать – давайте, сделайте!.. Почему вы полагаете, что президент должен дорабатывать то, что вы тут с голоса предлагаете?.. Поработайте сами!..”

Вадим БАРАБАНОВ

парламентский корреспондент

На данный момент законом от 2004 г. “О государственной гражданской службе РФ” установлен предельный возраст пребывания на госслужбе – 65 лет. Одновременно в ч. 5 ст. 25 этого закона предусмотрено, что с гражданским служащим, замещающим должность на госслужбе на основании заключенного на неопределенный срок контракта и достигшим возраста 60 лет, этот служебный контракт перезаключается на условиях срочного служебного контракта на срок от 1 до 5 лет.

Как указывают разработчики, правоприменительная практика выявила немало проблем, связанных с понуждением как одной, так и другой стороны служебного контракта к его перезаключению. Поэтому проектом устанавливается предельный возраст пребывания на госслужбе 60 лет (то есть сокращение такого возраста с нынешних 65 до 60 лет).

Причем “госслужащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и желающему продолжать, срок службы может быть продлен представителем нанимателя сверх установленного предельного возраста пребывания, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет”. Согласно важной поправке, принятой во втором чтении, срок пребывания на госслужбе для гражданских служащих категории “помощники (советники)”, может быть продлен до окончания срока полномочий лица, замещающего государственную должность.

Мнение законодателей

– Данный закон согласуется с Конституцией и всей системой федерального законодательства. Этот законопроект был инициирован в связи с тем, что по действующему законодательству предельный возраст был определен в 65 лет, тогда как пенсионный возраст, скажем, для мужчин – 60 лет. И в 60 лет работник ставил вопрос о том, что не хочет увольняться, потому что предельный возраст – 65 лет.

То есть фактически уже работник в такой ситуации диктует условия. Поэтому и было внесено предложение установить предельный возраст в 60 лет. Да, ранее мы продлили срок службы для судей и работников прокуратуры до 65 лет. Но должен отметить, что для гражданского госслужащего при желании остаются в принципе те же 65 лет.

Потому что если это человек нужный для структуры, имеющий богатый опыт, то он может продлить договор, заключив срочный служебный контракт до 65 лет. А если такой должности гражданской службы в структуре впоследствии не окажется, то работник может заключить срочный трудовой договор и работать уже не на должности государственного гражданского служащего.

– Важно отметить (это новшество), что при перезаключении контакта обязательно требуется согласие представителя нанимателя, кроме того, соответствующее желание обязательно должно быть выражено гражданским служащим.

Проект исключает необходимость перезаключать служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт на период не менее одного года. В отличие от действующей редакции, минимальный срок не будет ограничиваться сроком в один год.

Что касается максимального срока, то он остается прежним – до 65 лет.

2010-12-08 09:31:52

Агрегатор новостей 24СМИ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *